Понятие жизненного цикла инновационной услуги
Жизненный цикл инновационной услуги – это временной период, в течение которого инновация имеет силу, обеспечивает принесение конкретных экономических выгод ее пользователям.
Жизненный цикл инновационной услуги тождественен жизненному циклу инновационного продукта. Он включает в себя следующие основные этапы:
- Зарождение инновации. На данном этапе осуществляется внедрение инновационной услуги в хозяйственную практику. От того, насколько эффективно будет зарождаться инновационная услуга, зависит ее дальнейший рост и развитие. Данный этап характеризуется несением колоссальных затрат. Они связаны с продвижением новой услуги на рынок различными путями и методами.
- Рост инновации. Данный этап предполагает расширение аудитории потребителей инновационной услуги. Она постепенно получает признание и находит свою аудиторию. Осуществляется рост числа покупок данной услуги и наблюдается расширение интереса к ней. Прибыль, получаемая от реализации, растет, достигая периода окупаемости. Этап длится до тех пор, пока услуга пользуется большим спросом. Далее рынок перенасыщается. Поэтому важно уделить внимание мероприятиям по продвижению и маркетингу продукции.
- Зрелость инновации. Здесь происходит перенасыщение рынка инновационной услугой. Спрос стабилизируется на конкретном уровне и прекращает расти. Новых потребителей услуги не появляется или появляется, но в малом количестве. Старые клиенты могут расширять свой объем покупок данной услуги, но, как правило, стабилизируют его на установленном уровне. Продажи услуги характеризуются стабильностью и обеспечивают необходимую прибыль.
- Спад продаж инновации. На данном этапе происходит снижение интереса клиентов к услуге конкретного вида, что приводит к сокращению спроса на нее. Насыщение рынка характеризуется уменьшением объема продаж и соответственно прибыли от реализуемой продукции. Спрос на продукт снижается из-за неконкурентоспособности. На этом этапе можно реализовать ряд мероприятий, ориентированных на восстановление спроса и объема продаж конкретной услуги. Зачастую, данные мероприятий требуют инновационных подходов, применения новаторских маркетинговых стратегий.
- Отмирание инновации. Данный этап может быть осуществлен по истечению различных временных периодов для разных видов инновационных услуг.
Специфика жизненного цикла инновационной услуги
Как было рассмотрено выше инновационная услуга проходит те же стадии жизненного цикла, что и инновационный продукт. Однако, имеется ряд особенностей жизненного цикла инновационной услуги. Они проявляются в следующих аспектах:
- жизненный цикл различных видов инновационных услуг предполагает различие в содержании этапов. Каждая конкретная услуга может исключать прохождение определенных этапов. Например, стадия роста и зрелости может быть объединена в одну или на смену стадии роста сразу приходит спад продаж и т. д.;
жизненный цикл интеллектуальной инновационной услуги является очень коротким и исключает прохождение стадии роста, зрелости, спада и отмирания. Здесь имеется только процесс разработки инновационной идеи и ее передача непосредственному заказчику на конкретных условиях;
Рисунок 1. Жизненный цикл интеллектуальной инновационной услуги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работпревышение длительности жизненного цикла инновационной услуги над длительностью жизненного цикла инновационной продукции. Это обусловлено большими возможностями в области модификации услуг и поиска услуги-новинки, наделения ее новыми свойствами и функциональной ролью;
- стадия прибыльности инновационной услуги характеризуется длительностью в сравнении со сроком принесения прибыли инновационным продуктом. Это обусловлено спецификой сервисной деятельности и жизненной необходимостью многих видов услуг;
- короткий период этапов зарождения инновационной услуги и ее вывода на рынок. Это обусловлено незначительной трудоемкостью данного процесса и меньшими инвестиционными затратами;
- более низкий уровень риска невостребованности инновационной услуги. Это вызвано более тесными контактами между производителями и потребителями услуг и наличием возможности совершения немедленной проверки реагирования потребителей на этапе ее экспериментальных исследований;
- процесс создания инновационной услуги представляет собой как материальное производство, так и интеллектуальную деятельность. Производство носит системный характер и предполагает формирование на входе интеллектуальных ресурсов. Они имеют вид накопленных знаний, опыта, интеллекта разработчика. Сюда же входит и творческий потенциал автора и его трудовая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая (в случаях проведения испытаний). Взаимодействие этих ресурсов на выходе из системы дает результат — новую идею. Ее воплощение реализуется различными способами. Зачастую, оно требует реализации в сфере материального производства.
Важно отметить, что в случае разработки нестандартной, уникальной инновационной услуги ее жизненный цикл состоит из следующих этапов:
- Формулировка новой идеи, поиск нестандартных решений в сервисе. Здесь реализуются анализ рынка и маркетинговые исследования и проводятся интеллектуальные брейн-ринги, деловые игры.
- Определение способов создания инновационной услуги. Осуществляется выбор технологии, инструментария, который обеспечит создание инновационной услуги.
- Создание оригинальной услуги или ее производство. Услуга формируется и выводится на рынок.
Далее все зависит от вида услуги. Она может быть сразу коммерциализированна, и ее жизненный цикл завершится, или пройти стадию роста, зрелости и спада.
Таким образом, проведенное исследование особенностей жизненного цикла инновационных услуг позволяет сделать вывод о том, что различные виды инновационных услуг проходят разные стадии жизненного цикла. В целом же, их цикл сходен с жизненным циклом инновационных продуктов. При этом риски вывода инновационной услуги на рынок являются более минимальными и сроки получения максимальной прибыли более длительны.