Экономика знаний – это тип экономики, в основе которой лежат знания, преобразующиеся в интеллектуальный капитал, используемый в хозяйственной сфере в целях ее инновационного развития.
Говоря о роли знаний в развитии производства, необходимо подчеркнуть, что к концу XX в. человечество накопило их в таком количестве, что они стали самостоятельным фактором производства.
В условиях экономики знаний происходит преобразование знаний в готовый продукт - высокие технологии, инновационные продукты, инновационные подходы.
Определяющими факторами развития экономики знаний являются рост емкости использования знаний в производственной сфере и усиление глобализации.
Глобализация и экономика знаний
Формирование экономики знаний является необходимым условием процесса глобализации и интеграции страны в мировое сообщество.
Глобализация – это процесс объединения стран и континентов, рост взаимозависимости экономик государств, стирание границ, развитие конкуренции в глобальном масштабе на сформированном глобальном рынке товаров и услуг.
Глобализация предполагает интеграцию экономик стран и континентов. Она устраняет любые границы экономического взаимодействия и различия в построении экономик, закономерностей их функционирования.
Рисунок 1. Глобализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экономика знаний становится ключевым фактором процесса глобализации. На знаниях строятся отдельные экономики и в опоре на них же, происходит их интеграция.
Связь процессов глобализации с экономикой знаний можно отразить следующими положениями:
- экономика знаний формируется в условиях глобализации и, сама стимулирует процессы глобализации интеграции национальных хозяйств;
- в основе глобализации лежит глобальное информационное взаимодействие, информационный обмен, а экономика знаний предполагает применение знаний для разработки информационных технологий;
- происходит слияние информационной и коммуникационной технологий и в процессах глобального мирового взаимодействия, и в основах построения экономики знаний;
- наука и образование становятся ключевыми компонентами экономики знаний и подлежат активному использованию в мировом торговом взаимодействии: продажа объектов интеллектуально собственности, научных разработок и научных теорий;
- пополнение национальных систем научными знаниями и научными разработками в результате глобального взаимодействия, глобального обмена данными;
- структурная перестройка рынка труда в силу того, что знания занимают преобладающую роль, а, следовательно, формируется потребность в специалистах, которые наделены наиболее высоким уровнем знаний. Глобализация же, обеспечивает рост спроса на высококвалифицированных специалистов не только на национальных рынках труда, но и на мировой арене. Цена интеллектуального труда возрастает и его роль в мировом хозяйстве повышается;
- рост потребности национального и мирового хозяйства в специалистах гибкого реагирования на быстро меняющиеся условия среды;
- рост значимости образования и его структурные изменения. поскольку, растет спрос на интеллектуальный капитал, специалистов аналитического склада ума, обладающих навыками креативного мышления, но осуществляется изменение стандартов образовательной деятельности. Происходит адаптация систем образования стран к общим тенденциям развития образования в мире, единым нормам и закономерностям, порядку освоения образовательных программ и выработке единых компетенций, которые требуют формирования.
Трансформация научного управления в условиях глобализации и становления экономики знаний
Важное значение приобретает воздействие процессов глобализации на науку, научную сферу, в том числе на научные основы управления.
В науке управления происходят серьезные изменения. Они затрагивают фундаментальные основы разнообразных научных направлений. Что касается науки управления, то здесь, следует выделить ряд направлений трансформации. К ним относятся:
- Переход от узкой функциональной специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, преобразовании стилей управленческой деятельности.
- Снижение уровня бюррократизации управленческих процессов.
- Уход от формальных основ управления, от четко выстроенных иерархических структур его организации, от обособления функциональных и штабных звеньев.
- Процесс децентрализации многих управленческих функций.
- Развитие гибких форм трудовой деятельности, специализированного назначения, требующих использования таких же гибких методов управления.
- Возрастание значимости инновационного процесса, его вывода на приоритетные позиции.
- Разработка новых механизмов финансирования деятельности: венчурное финансирование, бизнес-ангелы и др.
- Опора в управленческой деятельности на информационные технологии. Научные процессы – исследования и разработки, также, подлежат управлению с помощью информационных систем.
- Применение виртуальных взаимодействий с другими корпорациями.
- Формирование виртуального пространства обмена знаниями, опытом, технологиями, методами и подходами к организации управления.
- Ориентация на творческую отдачу персонала хозяйствующих субъектов.
- Ориентация на управление по единым принципам, установленным международным сообществом.
- Реализация учетной деятельности в опоре на международные стандарты – МСФО.
- Разработка в рамках компаний программ подготовки и переподготовки кадров и их регулярное применение.
- Полноценное использование преимуществ, даваемых глобализацией: компания может использовать самые лучшие ресурсы, имеющиеся на мировом рынке и имеет возможности сбыта своей продукции на любые рынки.
Следует отметить, что для национальной экономики процессы глобализации имеют, как положительное значение, связанное со стимулированием развития экономики знаний и инновационных процессов в национальном хозяйстве, так и несут угрозы утраты национальной идентичности, самостоятельности экономического развития и становления на мировой арене.