Инновационный менеджмент – это форма организации управления деятельностью в той или иной сфере, опирающаяся на новые подходы, технологии, механизмы.
Инновационный менеджмент ориентирован на использование нестандартных подходов в управлении, которые отвечают современным тенденциям развития и обеспечивают повышение эффективности организационных аспектов деятельности, рост мотивации персонала и продуктивность его работы.
Характеристики инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент является одним из видов специального (функционального) менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.
Предмет инновационного менеджмента — организация процесса создания, освоения и распространения нововведений и обусловленных ими изменений в технической, технологической, экономической, организационной и социальной системах.
Инновационный менеджмент отличает процесс управления профессиональной деятельностью, который ориентируется именно на развитие организации, повышение уровня ее функционирования, производительности труда и общей эффективности деятельности.
Специфическими характеристиками инновационного менеджмента как системы управления являются:
- процесс, направленный на достижение инновационных целей и инновационных показателей развития хозяйствующего субъекта;
- процесс управления реализуется через адаптацию к условиям среды, ее тенденциям и актуальным потребностям, реализацию корректирующего воздействия инновационных целей;
- опора на многовариантные расчеты при принятии управленческих решений;
- запланированный конечный результат инновационной деятельности компании как ориентация на достижение;
- преобразование всех ориентиров развития организации в перспективные направления, достижение которых носит актуальный характер;
- оценка управления опирается на анализ только реальной результативности деятельности, т. е. оцениваются только реальные результаты;
- использование всего потенциала компании в области организации процесса управления ею;
- возможности предвидения и прогнозирования изменений, лежащие в основе реализации управленческой деятельности;
- внедрение новшеств во все аспекты управления;
- анализ и оценка любого хозяйственного решения перед его непосредственным утверждением.
Инновационное управление требует наличия особых компетентностей у специалистов, которые реализуют управленческую деятельность. Эти компетенции связаны с необходимостью внедрения инноваций во все области деятельности, во все внутренние процессы и управления ими.
В инновационном менеджменте важное значение отводится анализу. Он касается внешней среды организации, всех факторов воздействия, внутренних процессов, выявления внутреннего потенциала, проведения анализа эффективности внедряемых мероприятий.
В сфере инновационного менеджмента осуществляется постановка целевых ориентиров инновационной деятельности и инновационного развития и формируются стратегии инновационного роста. Процесс управления реализуется на всех стадиях жизненного цикла инноваций: на этапах планирования, организационной подготовки, исполнения и контроля инновационных процессов.
Рисунок 1. Процесс планирования инновационного менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Инновационный менеджмент. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы инновационного менеджмента
Метод инновационного менеджмента — это способ воздействия управляющего звена организации на управляемые, подконтрольные объекты инновационной сферы деятельности в целях достижения плодотворной реализации их функционирования.
Воздействие методов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства или продаж нововведений. Эти направления определяются структурой инновационного процесса.
К основным методам инновационного менеджмента относятся:
- Методы, воздействующие только на производство инновации. Они касаются управления сферой инновационных разработок, процесса выпуска инновационной продукции.
- Методы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации. Они касаются комплексного охвата инновационной деятельности. Предполагается применение нестандартных подходов к организации производственных процессов, реализации продукции, ее выводу на рынок и укреплению позиций на нем.
- Методы маркетингового характера. Они связаны с непосредственным управлением процессами продвижения продукции на рынок и распространением инновации среди потребителей. Данные методы ориентированы на повышение скорости продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.
Инжиниринг как метод инновационного менеджмента
Одним из методов инновационного управления является инжиниринг. Он имеет комплексный характер применения, поскольку, охватывает все стадии жизненного цикла инновационной деятельности.
Инжиниринг инноваций — это комплекс работ по разработке и утверждению инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.
Инжиниринг инноваций является приемом, использование которого направлено на преобразование деятельности персонала, изменение различных процессов и основ их осуществления. Он проявляется в формах обучения сотрудников, повышения их квалификационного уровня, изменении графиков документооборота в организации, подходов к организации работы и т.д. Он обеспечивает достижение конкретного полезного эффекта от управленческого процесса, приводящего к повышению эффективности инновационных процессов и их результативности.
Метод инжиниринга может быть реализован путем:
- Повышения показателей деятельности на незначительный процент – не более 50 %.
- Стопроцентное улучшение показателей деятельности – реинжиниринг.
В целом инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности.
Как правило, реинжиниринг используется в кризисные моменты развития организации, когда имеется необходимость кардинальных перемен для повышения уровня продаж, восстановления рентабельности деятельности.