Творческий потенциал и его сущностные характеристики
Творческий потенциал – это адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности.
Творческий потенциал составляет основу личностного развития и раскрытия трудового потенциала персонала.
Сущностными характеристиками творческого потенциала являются:
- уровень интеллектуального развития;
- уровень мастерства;
- адаптивные свойства личности;
- уровень инициативности в различных видах деятельности;
- эвристические способности;
- познавательная активность;
- решительность и амбициозность.
Формирование творческой активности работников составляет основу эффективной организации труда. Творческая активность имеет разный уровень. Кроме того, она характеризуется и вариативностью применения в силу того, что решение разных трудовых задач требует разного уровня творчества. Степень реализации творческого потенциала в трудовой деятельности зависит от ее условий осуществления, факторов воздействия, ведущие позиции среди которых занимает корпоративная кадровая политика. Стратегии управления персоналом играют не решающую, но и не маловажную роль в реализации творческого потенциала сотрудников. Они обеспечивают формирование системы мотивации, стимулирующей рост производительности труда, и активизацию нестандартных подходов к деятельности.
Механизм стимулирования творческой активности персонала
Стимулирование творческой активности представляет собой процесс использования различных методов и средств, направленных на активизацию творческого мышления, творческого взгляда на рабочие задачи.
Трудовая активность тесно связана с творческой и развивается в едином направлении. Потому, механизм стимулирования творческой активности персонала включает в себя направления деятельности по развитию у персонала активной позиции в трудовом процессе.
Управление персоналом в ориентации на развитие творческой активности в сущности сводится к тому, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей мере мог раскрыться творческий потенциал работника и возникла бы стойкая потребность в напряженном и результативном труде. Раскрытие творческого потенциала невозможно без напряжения. В свободной деятельности, не ориентированной на достижение какого-то значимого результата, практически нее реально раскрытие творческих способностей. Это означает, что ведущим стимулом развития творческой деятельности сотрудников является постановка сложных, трудоемких, но интересных задач.
Таким образом, механизм реализация развития творческой активности персонала базируется на следующих принципах построения системы управления кадрами:
- Принцип раскрепощение творческой инициативы.
- Принцип соотношения уровня поощрения, премирования сотрудников с результатами их труда и достижением целевых ориентиров деятельности.
- Принцип создания условий для полноценной реализации трудовой деятельности. Здесь имеется в виду полнота ресурсного обеспечения деятельности.
- Принцип поощрения накопления новых знаний и опыта. Он предполагает премирование, вознаграждения разного рода за повышение мастерства, квалификации, саморазвития сотрудников.
- Принцип создания условий неформального общения (научной коммуникации).
- Принцип поддержки новаторства. Он представляет собой предоставление возможностей выражение собственного мнения персоналом в отношении решения конкретных задач. Также, поддержания испытаний новаторских подходов.
- Принцип полноты и ясности трудовых процессов и трудовых задач.
- Принцип предоставление «творческих заданий». Здесь имеется в виду размытость условий задачи в целях самостоятельного определения сотрудниками их сути и путей решений.
- Принцип коллективного взаимодействия. Творческий потенциал может быть хорошо развит в процессе исполнения коллективной работы: интересных проектов, нестандартных направлений деятельности и т. д.
- Принцип использования моральных стимулов: награды, присуждение званий, титулов, выражения признания и благодарности.
- Принцип сочетания краткосрочных и долгосрочных инструментов стимулирования.
Механизм развития творческой трудовой деятельности предполагает использование двух основных групп методов мотивации персонала:
- Методы прямой мотивации.
- Методы косвенной мотивации.
Методы прямой мотивации представлены вознаграждениями – премии, рост заработной платы, предоставление дополнительных выходных по результатам трудового процесса. Также, сюда входит и карьерный рост, расширение полномочий, получение иных выгод от деятельности.
Методы косвенной мотивации связаны с создание благоприятных условий труда, техническим и технологическим обеспечением деятельности, социальными благами, формирование среды неформального общения в процессе работы.
Важно отметит, что залогом успеха творческого развития трудовой деятельности является создание условий для осознания персоналом значимости своей деятельности, выработке стремления к саморазвитию, самореализации. При этом материальное стимулирование играет не менее важную роль. Но в отсутствии осознания значимости своей деятельности, получения признания ее результатов материальное стимулирование приобретает нетворческую ориентацию. Это означает, что сотрудник будет исполнять свою работу, делать ее качественно, но, не имея интересов к ее результатам, применение творческих подходов к делу не реализуется.
Стимулирование творческой активности, мотивация к деятельности осуществляется в опоре на включение в бизнес-процессы методов нестандартного решения текущих задач. К таким методам относятся:
- Методы мозгового штурма.
- Метод фокальных объектов.
- Морфологический анализ.
- Индивидуальные и коллективные тренинги.
- Коучинг.
Важное значение имеет и формирование творческой ориентации корпоративной культуры компании. Она предполагает создание творческой среды, обеспечивающей активное использование творческих приемов в деятельности.