Научная организация – это юридическое лицо, реализующее деятельность в научной сфере.
Научные организации подразделяются на:
- научно-исследовательские институты;
- научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- опытно-конструкторские, проектно-конструкторские учреждения;
- проектно-технологические учреждения.
Они функционируют в системе Российской академии наук, органов исполнительной власти, вузов.
Специфика функционирования научных организаций образовательных учреждений
Научные организации, которые функционируют в рамках высших учебных заведений, имеют свои особенности, сопряженные со спецификой сочетания научных исследований и образовательной деятельности.
Основная форма соединения науки и вузовского образования – это предоставляемые государством гранты. Эти гранты реализуются в слабой степени. В основном делаются государственные заказы на научные исследования, проводимые в рамках вузов. При этом, процесс образования никак не интегрируется с научной деятельностью она реализуется вне его.
Оторванность науки от учебного процесса – основная специфика развития и функционирования науки в стране. Инициативы государства по поддержке науки в вузах воспринимаются в академической среде крайне неоднозначно, а порой враждебно.
Среди специфических особенностей функционирования научных организаций образовательных учреждений можно выделить следующие:
- бюджетное финансирование;
- контроль целенаправленности использования средств, выделяемых на осуществление конкретных научных проектов, проведение исследований и разработок;
- узость научной деятельности, что обусловлено низким уровнем ее финансирования и сложностью привлечения сторонних источников финансирования;
- слабая интеграция научной деятельности с образовательным процессом вуза.
Научно-исследовательская деятельность в образовательных учреждениях
Каждая кафедра высшего учебного заведения ориентируется в своей деятельности не только на реализацию научных программ и соответствие учебной деятельности образовательным стандартам, но и на осуществление научных разработок, проведение научных исследований с привлечением студентов.
Исследовательская деятельность студентов и преподавателей представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих приобщение будущих специалистов к научным областям деятельности по направлениям выбранной специализации. Происходит приобщение студентов к науке, а преподавателей к реализации новых научных взглядов на актуальные проблемы конкретной научной области.
При организации научно-исследовательской деятельности на кафедрах вузов, техникумов и колледжей требуется соблюдение следующих условий:
- постепенность включения студентов в исследовательский процесс;
- расширение видов проводимых самостоятельных научных исследований от курса к курсу;
- научная деятельность студентов должна сопровождаться развитием творческой инициативы студентов, самостоятельности в поисковой и познавательной деятельности.
Целевыми ориентирами научно-исследовательской деятельности в учреждениях образования являются:
Организация проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности имеет следующие цели:
- Активизация познавательного интереса студентов.
- Вовлечение педагогов в научную деятельность и научные разработки вузов.
- Развитие способностей студентов к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности.
- Реализация научных достижений отдельной кафедры вуза.
- Активизация интеллектуального потенциала каждого отдельного студента.
Важно отметить, что чтобы привлечение студентов к научной деятельности было плодотворным, преподавателям необходимо демонстрировать научную заинтересованность, знание принципов ее реализации и демонстрировать результаты собственных научных исследований.
Деятельность специализированных учебных научных центров как структурных подразделений образовательных организаций высшего образования
Специализированный учебный научный центр (СУНЦ) – это структурное подразделение учреждения высшего учебного заведения, деятельность которого ориентирована на научное развитие студентов, которые проявили выдающиеся способности в конкретных научных областях и тягу к научному развитию.
Функционирование таких подразделений ориентировано на поддержку научно-исследовательской деятельности студентов, которые проявили к ней особый интерес и способности.
СУНЦ обеспечивает раннее погружение обучающихся в исследовательскую среду Университета и профессиональную ориентацию в сфере науки и наукоемких отраслей экономики путем реализации специально разработанных программ.
Конкретная организационная структура СУНЦ определяется внутренними актами конкретного учебного заведения. Учебные и научные структурные подразделения СУНЦ могут иметь форму кафедр т.е. в составе кафедр и имеются научно-исследовательские центры или представлять собой департаменты, в рамках который создаются условия для проведения научных исследований и разработок.
Контроль деятельности научных подразделений вузов осуществляется его ректорами. ими назначается непосредственный управленческий аппарат конкретного научного подразделения, который управляет научными исследования, реализуемыми в рамках СУНЦ
Финансирование деятельности структурных научно-исследовательских подразделений осуществляется на основании государственного задания. Оно формируется Министерством образования РФ и предполагает формирование потребности в услугах на различные научные исследования и разработки в рамках высших учебных заведений. Средства выделяются из федерального бюджета. Помимо этого на отдельные виды исследований вузов могут выделяться гранты – научными фондами, частными инвесторами.
Таким образом, основным видом деятельности СУНЦ является проведение научных-исследований и разработок в конкретных областях научного знания. Кроме того, может быть осуществлено обучение студентов организации и реализации научно-исследовательской деятельности, послевузовское обучение и подготовка, а также повышение квалификации научно-педагогических и научных кадров.