Инновационные разработки – это процесс проектирования нового продукта, практического освоения новых процессов, объектов, услуг.
Итоговыми результатами инновационных разработок являются инновации, т. е. новшества, обновления каких-либо процессов и объектов, наделение их новыми свойствами и характеристиками, функциональными возможностями. Внедрение инноваций является обусловленной необходимостью в деятельности любого хозяйствующего субъекта, региона и экономики страны в целом. При этом оно сопряжено с рядом трудностей, касающихся финансирования научных исследований, доступности ресурсов, наличия творческого потенциала менеджмента компании и др.
Порядок внедрения инновационных разработок
Разработка и внедрение инноваций в деятельность хозяйствующего субъекта характеризуется специфическими особенностями в зависимости от вида его деятельности, сферы, отраслевой принадлежности и т. д. Нововведения, также, характеризуются разнообразием. Они могут затрагивать различные направления деятельности компании, различные технологии, внедряться в производство или управление, касаться обновления технологий деятельности или разработок новых продуктов. При всем многообразие инноваций и направлений деятельности хозяйствующих субъектов, имеется универсальный механизм их внедрения. Естественно, он может быть дополнен рядом этапов или исключать определенные процессы и действия.
В общем виде механизм внедрения инновационных разработок базируется на следующих видах деятельности:
- Планирование внедрения новшества. На этом этапе происходит определение типа инновации и направления ее внедрения, разрабатывается ее содержание и степень обновлений тех или иных процессов, осуществляется составление инновационного проекта или плана по внедрению инновации в деятельность хозяйствующего субъекта. Здесь же, производится анализ движущих и сдерживающих сил предстоящих изменений, потенциальных проблем, разрабатывается стратегия работы с персоналом, определяется ресурсное обеспечение и решается вопрос о необходимости привлечения дополнительных ресурсов, включая внешних консультантов.
- «Размораживание» инновационных разработок. Эта стадия касается подготовительных работ по внедрению инноваций, затрагивающих деятельность различных подразделений хозяйствующего субъекта. Основные задачи на этом этапе: снятие психологического напряжения в компании, выбор оптимальных методов обучения и информирования сотрудников, контроль прогресса подготовки к внедрению, при необходимости — коррекция планов и подходов к их реализации.
- Проведение инновационных разработок. На этом этапе происходит проверка сформированных гипотез по обновлению деятельности, практическое внедрение в деятельность компаний тех или иных новшеств. Чтобы данный этап прошел успешно требуется тщательный контроль и детализация деятельности всех участников разработок, наличие временных запасов и иного ресурсного обеспечения на случаи «форс-мажора», возможности оперативного реагирования на трудности внедрения и внесения поправок в проект и установление обратной связи с персоналом, участвующем в проекте и его внедрении в целях своевременного информирования менеджеров об успешности внедряемых новшеств.
- «Замораживание» внедренных инноваций. На этой стадии осуществляется закрепление достигнутого результата. Для этого нужно выделить все необходимые ресурсы, решить вопрос дальнейшего обучения для работы с внедренной инновацией, осуществить планы по использованию результатов внедрения с учетом ситуации.
- Проведение оценки полученных результатов по внедрению инновации в практику деятельности хозяйствующего субъекта. На этом этапе оцениваются все итоговые показатели внедрения инновации, анализируется их восприятие персоналом и внешним окружением.
Методы внедрения инновационных разработок
Внедрение инновационных разработок в практическую деятельность хозяйствующего субъекта реализуется посредством применения следующих методов:
- Принудительные методы. Они опираются на насильственное, жесткое внедрение инноваций, независимо от готовности к ним персонала, наличия сопротивления сотрудников. Актуальность использования таких методов обусловлена минимальными временными ресурсами внедрения новшеств и ясности картины сопротивления персонала обновлениям.
- Метод адаптивных отклонений. Данный метод опирается на постепенную адаптацию к инновациям и их внедрение в практику в течение длительного временного периода – поэтапно, постепенно, Использование метода актуально в отсутствие срочности инновационных обновлений.
- Метод управление кризисной ситуацией. Он актуален и используется в условиях кризисных ситуация развития компании. Обновления выступают способом выхода из кризиса, решения различных проблем деятельности. В этом случаи инновации внедряются, достаточно, оперативно в ориентации на решение конкретных проблем.
- Метод управления сопротивлением. Данный метод базируется на комплексном характере используемых механизмов внедрения новшеств: сочетаются методы адаптации персонала к новациям и методы принуждения. Также, сроки внедрения инноваций, в данном случае, выбираются, исходя из условий инновационного обновления и лавирования используемыми методами.
- Метод частичного внедрения инноваций. Он близок методу адаптивных отклонений, поскольку, предполагает внедрение новшеств в отдельные аспекты, направления деятельности компании, внедрение инноваций в работу отделов, подразделений, производственных участков.
- Метод параллельного внедрения инноваций. Данный метод состоит в одновременном использовании новшеств и классических механизмов в работе компании, новых и старых технологий в целях их сопоставления и выявления
Важно отметить, что успешное внедрение инноваций в деятельность хозяйствующего субъекта, зависит от инфраструктурного обеспечения обновлений. Такая инфраструктура обеспечивает создание современных отраслевых, региональных, национальных и международных информационных платформ. Она включает эффективную систему обучения персонала, включающую переподготовку, повышение квалификации кадров.
Использование любых методов внедрения инноваций может быть сопряжено с рядом трудностей. Они касаются сопротивления сотрудников или неготовности компании к инновациям в силу отсутствия материальных ресурсов и особенностей деятельности. В этой связи, внедрение инноваций требует обязательного анализа готовности компании к инновациям и устранения негативных факторов воздействия на инновационный микроклимат хозяйствующего субъекта.