Понятие инновационной продукции и ее дифференциация
Инновационная продукция – это товары, работы или услуги, которые в течение ряда лет подвергаются различным технологическим изменениям, совершенствованию, модернизации, реструктуризации или обладают уникальными свойствами, которые ранее не отмечались у подобных объектов.
Инновационные продукты бывают различных видов и типов. Они ориентируются на применение в разных сферах и областях деятельности, имеют различную функциональную роль и назначение.
Вся инновационная продукции делится на несколько групп в зависимости от сферы ее применения. Этими группами являются:
- Технологическая группа, которая включает новые технологии и их приложения – продукты и услуги.
- Производственная группа касается инноваций производственной сферы. Они имеют разные виды и типы, включая аутсорсинг и аутстаффинг.
- Маркетинговые и логистические инновации и инновационные продукты. Они касаются обновления маркетинговых концепций, методик, механизмов сбытовой и логистической деятельности.
- Организационно-управленческая группа. Она включает новые организационные и управленческие формы и методы деятельности, координационные механизмы.
- Коммерческие инновации. Они включают в свой состав новые направления коммерциализации, рынки реализации товаров, работ, услуг, виды бизнес-деятельности, маркетинговые технологии, торговые области и др. аспекты коммерческой деятельности.
Инновационные продукты являются результатами инновационной деятельности, осуществления инновационных проектов. Инновационным продуктам присущ конкретный уровень новизны и уникальности свойств. Именно эта новизна и выступает источником получения дополнительных экономических выгод в виде прироста прибыли или иного полезного эффекта.
Классификация инноваций Й. Шумпетера
Й. Шумпетер впервые рассмотрел в своих исследованиях аспекты инновационного развития, инноваций и инновационной продукции, как основных факторов развития хозяйствующих субъектов. Шумпетер определяет инновацию в качестве новой научно-организационной комбинации производственных факторов, стимулируемой духом предпринимательства.
Шумпетером была разработана и классификация инновационной продукции, в основе которой лежит коммерциализация всех новых комбинаций факторов производства. Таким образом, согласно Шумпетеру инновационная продукция делится на следующие виды:
- Материалы и их составные компоненты. Они находят применение в производстве, обеспечивая создание инновационной продукции.
- Процессные инновации. Они касаются разработки новых процессов в разных областях деятельности. Это обновления процессов производства и сбыта, процессов управления, процессов организации деятельности и др.
- Инновации в области открытия новых рынков. Инновационные продукты касаются новых рынков, на которых реализуется выход и реализация деятельности. В разные временные периоды эти рынки имеют различное видовое разнообразие. Буквально недавно маркетплейсам придавался инновационный характер, но сейчас эти рынки являются обыденными.
- Новые организационные формы деятельности. Например, в настоящее время в РФ такой инновационной формой предпринимательства является самозанятость.
- Новые источники сырья. В настоящее время открыто множество новых источников сырьевых ресурсов – это водоросли, насекомые, пищевые волокна, биопластик, наноматериалы и т. д.
Таким образом, Шумпетер рассмотрел в качестве инновационных продуктов обновления, связанные, прежде всего с процессом производства, предпринимательской деятельностью и затронул сбытовую деятельность.
Классификация инновационной продукции Кристенсена
Одной из классификаций инновационной продукции является ее разделение на две основные группы:
- «Подрывные» инновационные продукты.
- «Поддерживающие» технологии.
Данная классификация была предложена Клейтоном Кристенсеном, являющегося профессором делового администрирования в Школе бизнеса Гарвардского университета. Им проводились исследования инновационной деятельности, особенно, технологических инновационных разработок.
В качестве поддерживающихся технологий Кристенсон рассматривал те, которые уже имеют определенный период практического использования, стабильное применение в отрасли и могут взаимодействовать с иными технологиями. Они ориентированы на поддержку новаторских технологических разработок т.е. поддержку подрывных инновационных разработок.
Поддерживающие инновации имеют свои устойчивые позиции. Они ориентированы на конкретный рынок сбыта. Тогда как, подрывные инновационные продукты не имеют устойчивых рыночных позиций, но ориентируются на поиск своего места. Такие инновации и стимулируют инновационный рост и прогресс. Они призваны к смене устоявших технологий в целях обеспечения нового цикла технологического развития отрасли и рынка. Такие инновационные продукты носят радикальный характер и характеризуются исключительностью.
Классификация инновационной продукции фирмы «Артур Д. Литтл»
Одна из классификаций инновационной продукции была предложена компанией «Артур Д. Литтл». В ее основе лежит этап формирования технологического новшества или отношение к стадии производственного цикла.
Инновационная продукция делится на четыре основные группы:
- Ключевые технологии. Они формируются на этапе развития хозяйствующего субъекта или при необходимости изменения своих рыночных позиций, получения конкурентных преимуществ. Такие разработки носят уникальный характер и не имеют аналогов на определенный временной момент.
- Базовые технологии. Они включают устойчивые технологии, применяемые в течение определенного периода времени в той или иной сфере, направлении деятельности. они известны, отработаны и эффективны. Такие технологии составляют фундамент функционирования хозяйствующего субъекта.
- Возникающие технологии. Они появляются на стадии кризиса, потребности в преобразованиях. Технологии имеют зарождающийся характер т.е. находятся на этапе экспериментальных разработок, но имеют определенные перспективы развития.
- Закрывающие технологии. Они приходят на смену производственной деятельности. их разработка приводит к закрытию определенных производств, отраслей, профессий.