Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационный процесс как объект управления

Понятие и структура инновационного процесса

Замечание 1

Инновационный процесс - это поэтапное воплощение инновационной идеи в готовый продукт, технологию, услугу.

Инновационный процесс реализуется на основании последовательности операций, ориентированных на получение конечного результата инновационной деятельности.

В данном процессе можно выделить два ведущих этапа:

  1. Проведение научно-исследовательской деятельности, разработок. Этот этап характеризуется временной продолжительностью. Исследования могут протекать в течение длительного времени – нескольких лет и, даже, десятилетий. Все зависит от их направленности, сложности организации, ресурсного обеспечения научно-исследовательской деятельности.
  2. Жизненный цикл готового инновационного продукта.

Сущность инновационного процесса состоит в его целевой ориентации на практическое воплощение инновационной идеи. В ходе инновационного процесса выполняется цепь последовательных операций по инициации инновации. Осуществляется разработка новых продуктов и услуг, формируются новые подходы в различных видах деятельности и т. д.

Структура инновационного процесса представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Инициация. Данный процесс связан с определением целевых ориентиров инновационного процесса, постановкой его задач и определением способов осуществления.
  2. Маркетинг. Это процесс связан с продвижением инновационного продукта. На этапе разработки инновации он предполагает проведение анализа рынка в целях понимания актуальности данной инновации, наличия спроса на нее на рынке и вариантов продвижения данной продукции, исходя их рыночных показателей.
  3. Производство инновационного продукта или создание инновационной услуги, технологии. Здесь осуществляется непосредственное создание инновации. Производство осуществляется по утвержденным показателям разработок, исследований.
  4. Реализация инновации. Происходит постепенный вывод инновационного продукта или услуги на рынок. Как правило, первоначально выход на рынок осуществляется небольшими партиями. Затем, при наличии спроса и продаж продукции объемы производства и реализации увеличиваются.
  5. Продвижение инновации. Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).
  6. Оценка экономической эффективности инновации. Она реализуется на основании сопоставления затрат на инновационные исследования и разработки, производство и выпуск инновации, расходов на ее продвижение с величиной выручки от реализации инновации.
  7. Диффузия инновации. Она означает расширение сферы ее выпуска, вывод инновации на новые рынки, завоевание новой аудитории потребителей.
«Инновационный процесс как объект управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основы управления инновационным процессом

В основе эффективности инновационного процесса лежит качественное и продуктивное управление им. Управление реализуется в соответствии с поставленными целями, задачами, закономерностями реализации инновационной деятельности и принципами ее осуществления.

Целями управления инновационным процессом являются:

  • непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, а также применяемой техники, технологии, методов организации производства;
  • переход на инновационный путь развития, как в масштабах отдельного субъекта хозяйствования, так и всей страны;
  • продолжение научного и научно-технического развития отдельных регионов, территорий, субъектов хозяйствования.

Управление инновационным процессом представляет собой оказание целенаправленного воздействия на исследовательскую деятельность, научные разработки в целях создания новшеств, актуальных для текущего этапа социально-экономического развития, отвечающих потребностям рынка и текущим условиям хозяйствования.

Посредством управленческой деятельности инновационный процесс приобретает новый облик, параметры. Управление обеспечивает сокращение расходов на исследования, установление четких сроков их проведения, что, в конечном счете, положительно сказывается на эффективности деятельности.

Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих принципов управления и специфических принципов. К ним относятся:

  1. Принцип гибкости. Он предполагает, что процесс управления должен быстро реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде и адаптироваться к ним.
  2. Принцип учета фактора времени. Он связан с необходимостью учитывать временные параметры организации инновационной деятельности. Это обусловлено значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его этапов.
  3. Принцип комплексного управления. Он означает, что процесс управления должен одновременно затрагивать все аспекты инновационной деятельности. Одновременно должны решаться технические, экономические, организационные и информационные задачи управления.
  4. Принцип учета неопределенности инновационной деятельности. Он связан с тем, что инновационный процесс сопряжен с высокой степенью риска, поскольку, деятельность является новой и реализуется в условиях неопределенности. Потому, имеет значение разработки максимально эффективных прогнозов реализации инновационной деятельности и составления планов ее осуществления.
  5. Принцип учета творческого характера инновационных работ основан на том, что творческий характер создания и внедрения новшеств оказывает влияние на систему управления инновационным процессом.

Характеристики инновационного процесса как объекта управления

Инновационный процесс как объект управления характеризуется следующими чертами:

  • раскрывает содержание и сущность инновационного цикла;
  • обеспечивает формирование четких представлений об инновациях по их предметному (вещественному) содержанию;
  • выявляет специфические параметры инновационной деятельности и исследовательских процессов, в ходе которых производится создание инновационной продукции или услуг.
Дата написания статьи: 07.02.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot