Понятие и структура инновационного процесса
Инновационный процесс - это поэтапное воплощение инновационной идеи в готовый продукт, технологию, услугу.
Инновационный процесс реализуется на основании последовательности операций, ориентированных на получение конечного результата инновационной деятельности.
В данном процессе можно выделить два ведущих этапа:
- Проведение научно-исследовательской деятельности, разработок. Этот этап характеризуется временной продолжительностью. Исследования могут протекать в течение длительного времени – нескольких лет и, даже, десятилетий. Все зависит от их направленности, сложности организации, ресурсного обеспечения научно-исследовательской деятельности.
- Жизненный цикл готового инновационного продукта.
Сущность инновационного процесса состоит в его целевой ориентации на практическое воплощение инновационной идеи. В ходе инновационного процесса выполняется цепь последовательных операций по инициации инновации. Осуществляется разработка новых продуктов и услуг, формируются новые подходы в различных видах деятельности и т. д.
Структура инновационного процесса представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Инициация. Данный процесс связан с определением целевых ориентиров инновационного процесса, постановкой его задач и определением способов осуществления.
- Маркетинг. Это процесс связан с продвижением инновационного продукта. На этапе разработки инновации он предполагает проведение анализа рынка в целях понимания актуальности данной инновации, наличия спроса на нее на рынке и вариантов продвижения данной продукции, исходя их рыночных показателей.
- Производство инновационного продукта или создание инновационной услуги, технологии. Здесь осуществляется непосредственное создание инновации. Производство осуществляется по утвержденным показателям разработок, исследований.
- Реализация инновации. Происходит постепенный вывод инновационного продукта или услуги на рынок. Как правило, первоначально выход на рынок осуществляется небольшими партиями. Затем, при наличии спроса и продаж продукции объемы производства и реализации увеличиваются.
- Продвижение инновации. Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).
- Оценка экономической эффективности инновации. Она реализуется на основании сопоставления затрат на инновационные исследования и разработки, производство и выпуск инновации, расходов на ее продвижение с величиной выручки от реализации инновации.
- Диффузия инновации. Она означает расширение сферы ее выпуска, вывод инновации на новые рынки, завоевание новой аудитории потребителей.
Основы управления инновационным процессом
В основе эффективности инновационного процесса лежит качественное и продуктивное управление им. Управление реализуется в соответствии с поставленными целями, задачами, закономерностями реализации инновационной деятельности и принципами ее осуществления.
Целями управления инновационным процессом являются:
- непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, а также применяемой техники, технологии, методов организации производства;
- переход на инновационный путь развития, как в масштабах отдельного субъекта хозяйствования, так и всей страны;
- продолжение научного и научно-технического развития отдельных регионов, территорий, субъектов хозяйствования.
Управление инновационным процессом представляет собой оказание целенаправленного воздействия на исследовательскую деятельность, научные разработки в целях создания новшеств, актуальных для текущего этапа социально-экономического развития, отвечающих потребностям рынка и текущим условиям хозяйствования.
Посредством управленческой деятельности инновационный процесс приобретает новый облик, параметры. Управление обеспечивает сокращение расходов на исследования, установление четких сроков их проведения, что, в конечном счете, положительно сказывается на эффективности деятельности.
Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих принципов управления и специфических принципов. К ним относятся:
- Принцип гибкости. Он предполагает, что процесс управления должен быстро реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде и адаптироваться к ним.
- Принцип учета фактора времени. Он связан с необходимостью учитывать временные параметры организации инновационной деятельности. Это обусловлено значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его этапов.
- Принцип комплексного управления. Он означает, что процесс управления должен одновременно затрагивать все аспекты инновационной деятельности. Одновременно должны решаться технические, экономические, организационные и информационные задачи управления.
- Принцип учета неопределенности инновационной деятельности. Он связан с тем, что инновационный процесс сопряжен с высокой степенью риска, поскольку, деятельность является новой и реализуется в условиях неопределенности. Потому, имеет значение разработки максимально эффективных прогнозов реализации инновационной деятельности и составления планов ее осуществления.
- Принцип учета творческого характера инновационных работ основан на том, что творческий характер создания и внедрения новшеств оказывает влияние на систему управления инновационным процессом.
Характеристики инновационного процесса как объекта управления
Инновационный процесс как объект управления характеризуется следующими чертами:
- раскрывает содержание и сущность инновационного цикла;
- обеспечивает формирование четких представлений об инновациях по их предметному (вещественному) содержанию;
- выявляет специфические параметры инновационной деятельности и исследовательских процессов, в ходе которых производится создание инновационной продукции или услуг.