Стратегия роста – это ориентация развития хозяйствующего субъекта на увеличение масштабов его деятельности, рост показателей экономической эффективности ее осуществления.
Как правило, рост и развитие организации осуществляется за счет расширение потребительской аудитории, выхода на новые рынки сбыта, расширение ассортимента продукции или услуг и иными путями, которые позволяют обеспечить устойчивый рост организации в будущем.
Хозяйствующий субъект может применять различные стратегии роста. Каждая из них в процессе своего осуществления образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы. Эти изменения могут характеризоваться кардинальными преобразованиями, неожиданным характером. Это обуславливает наличие в каждой из стратегий инновационного компонента.
Стратегии интенсивного роста
Как правило, инновационный компонент в стратегическом планировании, ориентированный на рост и развитие организации, имеет, также, ориентацию на достижение не просто роста, а его интенсивного характера. Интенсивный рост связан с развитием науки и технологий. Именно за счет совершенствования технологической сферы происходит переход на новый уровень, новый этап развития, являющийся более совершенным.
Стратегии интенсивного роста делятся на три основные типа:
- Первый тип отражает более масштабное, глубинное проникновение на рынок, т. е. расширение аудитории потребителей. В данном случае, инновационность деятельности является незначительной.
- Второй тип состоит в выходе на новые рынки и закреплении на них своих устойчивых позиций. Здесь, предполагается работа над маркетинговыми обновлениями, внесение в них инновационного компонента.
- Третий тип связан с разработкой нового продукта, инновационной услуги, которых ранее не было, в результате чего осуществляется вывод на рынок уникального товара, что обеспечивает получение конкурентных преимуществ. Реализуется продуктовая инновация.
Механизм стратегий интенсивного роста можно охарактеризовать следующими положениями:
- Внедрение локальных инноваций на существующие рынки.
- Вывод известной продукции на новые рынки, ориентация на новую аудиторию потребителей.
Вывод новой продукции или технологий на новые рынки сбыта - инновационная продуктовая и технологическая стратегия. Такие проекты носят комплексный характер инновационного развития. Происходит обновление в сфере управления, сбыта, разрабатываются новые продукты и технологии. В данном направлении реализуются самые разнообразные стратегии:
- стратегия конструкторской диверсификации. Оно состоит в формировании нового направления деятельности при сохранении старого и его ведущих позиций. Она базируется на получении синергетического эффекта деятельности;
- конгломеративная диверсификация. Она предполагает полную смену вида деятельности. Хозяйствующий субъект выбирает новое направление, новый продукт/услугу, которые кардинально отличаются от его текущей деятельности. Происходит разработка новых продуктов или услуг, технологий и выход с ними на новые рынки. Данный рост компании сопряжен с высоким уровнем риска, но при удачном осуществлении проекта его отдача в разы превышает текущие финансовые результаты. Управление, организационные аспекты реализации данной стратегии характеризуются сложностью, трудоемкостью, высокими временными затратами;
- стратегии сокращения связаны с ориентацией на снижение затрат, т.е. производится снижение себестоимости продукции в целях максимизации прибыли. Инновации в данном направлении могут касаться использования новых технологий, новых материалов, изменение подходов к организации производственной и сбытовой деятельности и т. д.
Стратегии интеграционного роста
Инновационный компонент прослеживается и в применяемых компаниями стратегиях интеграционного роста.
Стратегия интеграционного роста – это стратегии объединения усилий, направленных на развитие с контрагентами, государством и иными структурами.
Стратегии интеграционного роста связаны с внедрением в деятельность хозяйствующего субъекта организационных инноваций различного типа.
Выделяют следующие типы таких стратегий:
- Интеграция с поставщиками и снабженческими структурами (вертикальная интеграция вниз). Происходит изменение организации поставок, поиск новых каналов в целях экономии расходов на них.
- Интеграция с промышленными потребителями и сбытовыми структурами. Производится преобразование сбытовой деятельности.
- Интеграция с отраслевыми разрабатывающими и производящими организациями (горизонтальная интеграция).
Таким образом, любые стратегии роста ориентированы, в первую очередь, на получение конкурентных преимуществ. Это основной ориентир захвата рынка и утверждения на нем своих позиций.
Включение инновационного компонента в стратегии роста должно быть реализовано с соблюдением следующих условий:
- Актуальность инновации. Она должна отвечать текущим тенденциям социально-экономического развития, потребностям общества, их интересам и ориентирам.
- Простота инновации. Использование новшества должно способствовать упрощению различных процессов, а не их усложнению, облегчать различные виды деятельности.
- Распределение рисков. Внедрение новшеств сопряжено с высоким уровнем риска. Важно использование методов их диверсификации.
- Ориентация инновации на занятие лидерских позиций на конкретном рынке, в рыночной нише.
- Своевременность инновационного развития. Инновации могут не быть обязательным компонентом деятельности организации. Главное их своевременное внедрение, т. е. в момент наивысшей потребности в обновлении процессов, направлений деятельности, продуктов.
Использование инновационных стратегий роста связано с неопределенностью результатов. Составление точных прогнозов их реализации не представляется возможным, но их эффект очень высок. Потому, инновационный компонент присутствует в любой стратегии роста и развития хозяйствующего субъекта.