Инновационные технологии в сфере торговли – это новшества, обеспечивающие перевод торговых отношений на качественно новый уровень.
Инновации выполняют ведущую роль в сфере экономического развития, потому, их внедрение в различные направления деятельности является важным условием прогресса, экономического роста и повышения национального благосостояния.
Виды инноваций в торговой сфере
Все инновации, внедряемые в сферу торговли, могут быть разделены на две группы:
- Продуктовые инновации. Они связаны с разработкой и выводом на рынок новых продуктов или совершенствованием существующих.
- Процессные инновации. Они предполагают технологическое обновление деятельности - осуществляется разработка новых технологий производства и реализации продуктов, являющихся более совершенными и эффективными. Такие инновации нацелены на повышение производительности или для производства и поставки технологически новых либо усовершенствованных продуктов.
Более детальное рассмотрение инноваций в сфере торговли позволяет выделить такие их виды, как:
- Радикальные инновации. Они касаются кардинальных перемен в сфере торговой деятельности. К примеру, интернет пространство обеспечило разработку маркетплейсов, реализующих торговлю различными видами товаров в онлайн-пространстве.
- Поэтапные инновации. Они связаны с постепенным развитием торговой системы, расширением ассортимента и улучшением условий для потребителя. Торговля совершенствуется за счет разработки новых технологий взаимодействия между продавцами и покупателями: новые способы оплаты, усовершенствования организации сбыта и реализации продукции (ручные сканеры, автоматизированные упаковщики и т.д.).
- Социальные инновации. Они предполагают незначительные изменения технологии при существенной эволюции покупательских привычек. Это касается таких способов организации торговли, которые не связаны с капитальными преобразованиями, изменением технологий, но ориентированы на удовлетворение актуальных потребностей потребителей. Например, круглосуточные аптеки, магазины, автоматы денежных платежей и переводов.
- Технические инновации. Они связаны с обновление технологий реализации торговой деятельности и маркетингового продвижения. Они не влияют на потребителя, а оказывают воздействие на закрепление передовых позиций лидеров на рынке предложения.
- Революционные инновации ориентированы на стабилизацию и укрепление торгового взаимодействия, изменение способов взаимодействия рыночных субъектов. В настоящее время развиваются новые приемы коммуникативного взаимодействия между продавцами и покупателями.
- Архитектурные инновации. Они касаются обновления архитектуры торговой деятельности, это преобразования и в области технологий, и в области взаимоотношений рыночных игроков, и в области маркетинга продукции.
Примеры инновационных технологий в торговой сфере
Инновации в торговой сфере ориентированы на рост качества обслуживания клиентов и расширение спроса на продукцию конкретной компании. Каждый участник торгового взаимодействия заинтересован в повышении эффективности своей деятельности. В этих целях разрабатываются и внедряются инновации, которые обеспечивают конкурентоспособность компании и стимулируют спрос потребителей.
В качестве примеров инноваций в торговой сфере можно привести следующие:
- Компьютерное зрение. Данная технология опирается на применение программ, реализующих наблюдение за поведением потребителей, посредством применения искусственного интеллекта. Производится установка камер видеонаблюдения за отделами торговых комплексов в целях оценки их посещаемости, анализа аудитории потребителей конкретной продукции. Эта информация формирует основы для определения наиболее рентабельного расположения отделов и товаров в них. Компьютерное зрение ориентировано на пополнение товарных полок продукцией при их опустошении. Оно помогает рационально реализовать выкладку товаров, а также наблюдать за поведением потребителей и предотвращать совершение криминальных поступков в магазинах – краж, подмен товаров и т. д.
- Process Mining является технологией, ориентированной на прогнозирование величины продаж по различным каналам сбыта. Кроме того, эта технология позволяет составлять прогнозы в отношении иных бизнес-процессов и реализации сделок.
- Технология Big Data направлена на анализ спроса в конкретной рыночной нише и составление прогноза его динамики в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также, составление прогнозов спроса в конкретной торговой точке в определенные дни и разное время суток.
- Технология смарт-контрактов. Она базируется на электронном расчете и построении алгоритма, описывающего набор условий, выполнение которых влечет за собой определенные события в реальном мире или цифровых системах. Применение технологии сокращает временные и финансовые расходы на поставки продукции и делает процесс поставок автоматизированным, что исключает необходимость ведения бумажной документации.
- Кассы самообслуживания. Они позволяют покупателям самостоятельно оформлять покупки в супермаркетах, производя оплату безналичным способом. Работа кассы опирается на использование контрольно-измерительного оборудования, сканнеров штрих-кодов, которые передают информацию на дисплей и терминалы, которые производят формирование чеков и списание средств с банковских карт потребителей.
- Технология «информационные киоски». Она связана с установкой специальных аппаратов с сенсорным монитором, через которые реализуется просмотр каталога продукции конкретного магазина или торгового центра, где указываются основные характеристики товаров, их размерный ряд, наличие товара определенного вида и размера;
- IoT-датчики, отслеживающие микроклимат в магазине или иной торговой точке. Этот датчик измеряет влажность, давление, температуру и качество воздуха в помещении, например, определяет наличие вредных примесей, и каждые 10 минут передает данные на облачную платформу. Они особо актуальны в продуктовых магазинах, поскольку, позволяют минимизировать потери в результате порчи товаров из-за неправильного хранения.