Основы развития инновационной культуры предприятия
Инновационная культура предприятия – это система знаний, условий, опыта реализации инновационной деятельности, на основе которой осуществляется процесс внедрения новшеств в разные аспекты деятельности, систему управления и определяются ориентиры на разработку новой продукции или услуг и их вывод на рынок.
Инновационная культура отражает ценностную ориентацию хозяйствующего субъекта на нововведения, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образцах и регламентах деятельности. Все инструкции, нормативы работы отдельных подразделений в условиях функционирования предприятия инновационной направленности, пронизаны духом нововведений.
Формирование инновационной культуры предприятия неразрывно связано с созданием благоприятных условий для развития креативного потенциала его персонала. Одной из главных предпосылок этого является формирование определенных положительных морально-этических устоев, которые воспринимаются подавляющим большинством коллектива. Это подтверждено мировым опытом инновационного развития.
В основе формирования инновационной культуры хозяйствующего субъекта лежат следующие принципы:
- четкая постановка целевых ориентиров инновационного развития, инновационной деятельности хозяйствующего субъекта в целом, его отдельных подразделений, направлений деятельности и работы сотрудников;
- принцип сотрудничества. он связан с организацией плодотворного взаимодействия всех сотрудников, отделов предприятия в целях организации единой направленности деятельности и инновационной ориентации;
- обмен идеями и информацией между сотрудниками, персоналом различных подразделений, членами команд инновационных проектов;
- толерантное восприятие руководством и членами команды идей, высказанных другими сотрудниками;
- привлечение к инновационным проектов всех сотрудников и их непосредственное «вовлечение» в инновационный процесс, т. е. стимулирование активности, инициативности, выдвижения идей и т.д.;
- мотивация инициативы сотрудников и всяческое поощрение ее проявления;
- создание в коллективе творческой атмосферы, поощрение творческого поиска, преобразования привычного в непривычное и наоборот, выдвижения нестандартных подходов к решению привычных задач;
- рассмотрение ошибок в деятельности в качестве основы формирования опыта, исключая жесткие меры наказания;
- делегирование полномочий между сотрудниками, членами команд инновационных проектов;
- недопустимость власти руководства в отношении реализации идей, их навязывания участникам инновационной деятельности. Здесь, идет ориентация на самостоятельное выдвижение идей и их обоснование;
- признание и защита прав сотрудников на инновационные решения.
Инновационная культура предприятия тесно связана с другими формами его культуры – управленческой, корпоративной, предпринимательской и т. п. Она характеризуется взаимосвязью с ними и взаимовлиянием на них. Инновационная культура предприятия составляет основу формирования благоприятной и высокоэффективной культурной среды в коллективе, обеспечивает налаживание производственных отношений, обеспечивающих эффективное развитие предприятия инновационной направленности.
Составные компоненты инновационной культуры
Составными компонентами инновационной культуры являются:
- Ценности. Они формируют основу приоритетов, решений и позиционирования предприятия, направлений его деятельности, что отражается в процессах способов осуществления трат и временных показателях деятельности. По-настоящему инновационные компании щедры в тратах на поддержку предпринимательского духа и креативности и поощряют постоянное обучение. Они выделяют огромные средства на обучение персонала, повышение его квалификации т.е. производится инвестирование в интеллектуальный капитал. Ценности отражают действия руководства и его инвестиции.
- Поведение. Этот элемент инновационной культуры организации отражает действия людей в процессе создания инноваций. Здесь рассматриваются именно ориентиры развития и готовность принесения жертв. Это может быть отказ от иных продуктов и направлений деятельности в пользу инновационных, стимулирование персонала материального и иного характера. Что касается персонала компании, то его инновационное поведение связано с упорством в преодолении технических сложностей, поиске ресурсов, необходимости постижения чего-то нового, познании, получении нового опыта деятельности, организации взаимодействия с потребителями и т. д.
- Внутренний климат. Он отражает настроение, сформированное и поддерживаемое в рабочей среде. Инновационный климат культивирует вовлеченность сотрудников и энтузиазм, способствует тому, чтобы люди проявляли инициативу, рисковали в безопасной среде, обучались и мыслили независимо.
- Ресурсное обеспечение. Ресурсы представляют собой факторы производства. Особую роль здесь играют трудовые ресурсы т.е. люди, сотрудники, которые ориентированы на инновационный путь развития. Они оказывают сильное воздействие на ценности и климат в организации.
- Процессы. Они являются отражением путей инновационного развития. Это могут быть используемые воронки продаж и т. д.
- Успех. Достижение успеха в деятельности предприятия достигается на внешнем, внутреннем и личностном уровнях. Здесь, отражается признание, репутация предприятия, доверие клиентов в отношении его деятельности, инновационных продуктов и путей развития. Внутренний успех отражает слаженность действий всех структурных компонентов, взаимопонимание и единая направленность инновационной деятельности. В целом успех подкрепляет ценности, поведение и процессы в компании, что, в свою очередь, влияет на определенные действия и решения: кто будет поощрен, на какие направления деятельности стоит ориентироваться, какого рода сотрудников нанимать и давать им простор для развития и т. д.