Как известно двигателем инновационного развития является малый и средний бизнес. Это обусловлено тем, что их деятельность является более гибкой и легко адаптируется под рыночные обстоятельства. У мелкого бизнеса имеются способности быстрого реагирования на изменения рыночного спроса, свобода от груза накопленных стереотипов научного поиска, склонность к риску, с которым всегда связаны разработка и коммерческое освоение новых технологий. При этом имеется нехватка ресурсов для реализации инновационных разработок и инновационных проектов. Что касается крупного бизнеса, то у него таких возможностей гораздо больше, но, как правило не имеется ориентиров на реализацию инновационной деятельности. Здесь возникает парадокс – крупный бизнес при наличии средств не проявляет интереса к инновационной деятельности, а малый и средний бизнес при наличии заинтересованности в инновационных разработок не имеет возможности их осуществлять.
Стоит отметить, что деятельность крупных компаний эффективна в изобретательской сфере. Они могут формировать отдельные научно-исследовательские центры, проводить разработки и внедрять их в практику. Однако в скорости и результативности экономического освоения новшеств и их выдвижения на рынок крупный бизнес проигрывает малым высокотехнологичным компаниям. Они коммерциализируют инновации более быстрыми темпами.
Специфика инновационной деятельности среднего бизнеса
Реализация инновационной деятельности предприятиями среднего бизнеса имеет ряд специфических характеристик. К ним относятся:
- неимение опыта организации и реализации инновационной деятельности;
- сложности привлечения источников финансирования инновационных проектов в силу их высокой рискованности;
- сложности выживания в конкурентной борьбе. Монополия крупных компаний имеется в ряде отраслей и устранить ее невозможно в силу естественного характера. Кроме того, возможности ведения равного конкурентного противостояния с крупными компаниями отсутствуют;
- низкий уровень системы инновационного управления. Предприятия среднего бизнеса только развивают инновационный менеджмент. Его уровень очень низкий. А от рациональности и эффективности управления инновациями, во многом, зависит успешность инновационных процессов и инновационного развития хозяйствующего субъекта;
- отсутствие экспортно-сырьевых сверхдоходов и иностранных кредитов.
Стоит отметить, что развитие инновационной деятельности на предприятиях ведущих немасштабную деятельность, определяется наличием лидера – новатора, который продвигает процесс инновационной деятельности, стимулирует персонал к инновационной активности. Инновации становятся ключевым фактором развития малых и средних предприятий.
Почему же все-таки субъекты малого и среднего бизнеса в большей степени способны обеспечить инновационный рост и прогресс национальной экономике? Это связано, прежде всего с тем, что средний бизнес не зависит от мнений международных банкиров и брокеров, поэтому жизненно заинтересован в появлении дешевых и современных отечественных технологий и оборудования и готов вкладываться в их приобретение, производство и разработку, в том числе и в НИОКР. При этом, трудности привлечения заемных ресурсов для финансирования инновационных проектов и их высокая стоимость не обеспечивают должного уровня развития сферы среднего инновационного предпринимательства.
Специфика инновационной деятельности субъектов крупного бизнеса
Реализация инновационной деятельности субъектов крупного бизнеса характеризуется следующими особенностями:
- крупное предприятие выступает в качестве поставщика / субподрядчика на любом этапе инновационного цикла;
- крупные предприятия обладают широким арсеналом возможностей проведения инновационных разработок;
- низкий уровень проявления инициативы и инновационной активности в силу ориентации на большие обороты деятельности, объемы продаж, что затрудняет нарушение стандартов деятельности, делает трудным отказ от них;
- ориентация на реализацию менее рискованных проектов, тогда как инновационные проекты, характеризуются высокой степенью риска;
- наличие свободных ресурсов для реализации инновационных проектов;
- доступность кредитных ресурсов и иных заемных средств для осуществления инновационных процессов;
- сложность гибкого реагирования на рыночные изменения;
- развитая система инновационного менеджмента в большинстве крупных компаний.
Таким образом, крупный бизнес обладает обширным инновационным потенциалом. Несмотря на низкий уровень гибкости, скорости адаптации к изменениям рынка, именно в сфере данного бизнеса возможно создание высокотехнологичных продуктов, проведения научно-исследовательских процессов и разработок, а также, реализация взаимодействия с научными центрами, институтами в сфере инновационного развития.
Что касается российской инновационной практики, то здесь, большая часть инновационной активности крупного бизнеса сосредоточена в нефтегазовом или ином сырьевом секторе. Это обусловлено ориентацией национальной экономики на экспорт сырьевых ресурсов.
Нереализованный инновационный потенциал крупного бизнеса в России требует разработки. Крупный бизнес необходимо стимулировать на реализацию его инновационного потенциала. Это может быть реализовано за счет формирования инновационной среды, развития инновационной инфраструктуры. Также, государству следует оказывать финансовую поддержку инновационной активности крупных предприятий и сформировать систему продуктивного взаимодействия с субъектами крупного бизнеса в целях развития инновационной среды.
Крупный бизнес, в настоящее время, обладает необходимыми ресурсами для проведения инновационных разработок. Потому, важно сформировать механизм вовлечения субъектов крупного бизнеса в инновационные процессы. Использование ресурсов крупных организаций в инновационной деятельности требует совершенствования нормативной базы, формирования институтов координации взаимодействия государства и крупного бизнеса по вопросам инновационного развития.