Инновации в управлении – это процесс внедрения новшеств в менеджмент, обновления технологий управленческой деятельности.
Инновации в сфере управления могут быть определены как отход от традиционных принципов управления, процессов и методик, значительно изменяющий принцип работы менеджеров.
Направления внедрения инноваций в управленческие процессы
Внедрение инноваций в сферу управления осуществляется по следующим направлениям:
- Обновления маркетинговой политики. Политика продвижения, сбытовая деятельность являются важным сектором управления. Именно новшества в области продвижения продукции, механизмов проведения маркетинговых исследования составляют большую долю значимости в системе инновационного управления.
- Формирование автоматизированного управления. Автоматизация различных процессов управленческой сферы упрощает их реализацию и повышает эффективность при сокращении временных затрат и иных расходов.
- Разработка системы сетевого взаимодействия. Она обеспечивает тесную связь и взаимозависимость всех компонентов управления. Эта связь реализуется путем установления единых принципов управления, их ориентиров на разных уровнях, этапах управления, при его реализации в разных подразделениях, отделах организации.
- Реализация системы мер, ориентированных на повышение квалификации персонала и переориентацию кадровой политики в целом. Высокий уровень компетентности персонала составляет фундамент успешной деятельности всех подразделений предприятия. Именно от трудового потенциала зависит эффективное функционирование системы управления. Качество формирования потенциала персонала осуществляется через внедрение инновационных технологий, включающее профессиональный рост, реорганизацию предприятия, ряд методов и мероприятий.
Таким образом, инновационная составляющая в современных условиях хозяйствования является ведущим фактором продуктивного функционирования организации, достижения ее целевых ориентиров деятельности.
Эффективность внедрения управленческих инноваций определяется их опорой на нестандартные принципы реализации управления, обеспечением системного подхода к внедрению новшеств, т. е. их включением во все области деятельности, все аспекты управления при тесной связи и взаимозависимости. Кроме того, инновации должны обеспечивать реорганизацию управления такого рода, которая приводит к совершенствованию процедур управления, повышению их эффективности и снижению затратности.
Разновидности инноваций в управлении
Инновации в управлении ориентированы на решение стратегических задач инновационного развития хозяйствующего субъекта. Они воздействуют на эффективность реализации общей стратегии деятельности и достижения целевых ориентиров инновационного развития.
Основными видами инноваций в управлении являются:
- Нормативные инновации. Они касаются изменения нормативов управленческой деятельности. Они могут касаться организации учетной деятельности, ведения кадровой политики, нормативов взаимодействия с руководством, обновления процедур принятия решений и т. д. Такие инновации не носят радикального характера. Их внедрение не сопряжено с высокими затратами.
- Инициативные инновации. Они являются следствием проявления инициативы менеджеров и иных сотрудников. Инновации включают новшества всех уровней, всех направлений. Они характеризуются высоким уровнем риска, поскольку, являются отражением видения инициатора их внедрения актуальности данных инновационных разработок.
- Процессные инновации. Они касаются обновления процессов управленческой сферы. Новшества в этой области затрагивают самые разнообразные процессы менеджмента и имеют вариативную направленность.
- Кадровые инновации. Они касаются сферы кадрового управления и оптимизации кадровой политики.
Проблемы внедрения управленческих инноваций и пути их решения
Внедрение управленческих инноваций подвержено воздействию широкого перечня факторов. немаловажную роль здесь играет психологический фактор. Он отражает готовность персонала к новшествам или его неготовность, противостояние им. Данный фактор определяет эффективность внедрения инноваций.
Неготовность персонала к внедрению новшеств является ведущей проблемой реализации управленческих инноваций. Управленческие инновации требуют своего внутреннего согласования. От этого зависит результативность их внедрения. Все изменения в области управления не должны носить разрозненного характера. Они должны протекать взаимосвязано. Иначе, уровень инновационных обновлений управленческой сферы будет очень низким и непродуктивным.
Чтобы обеспечить плодотворность процессов инновационных обновлений сферы управления, необходимо формирование готовности менеджеров и иных сотрудников к инновациям. В инновациях должны быть заинтересованы руководители всех уровней. Они обеспечивают подготовку сотрудников всех отделов к инновациям.
Рисунок 1. Этапы внедрения управленческих инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важное значение приобретает и процесс методического обеспечения инновационной деятельности. Внедрение новшеств должно быть тщательно организовано. Требуется использование специальных методов и технологий управления новаторскими процессами. После внедрения инноваций в управленческую сферу требуется проведение анализа их эффективности и внесение коррективов в управленческие процессы по мере необходимости.
В любом случае, продуктивность внедрения инноваций в управление хозяйствующим субъектом, устранение барьеров их внедрения требует формирования оптимальной инновационной политики. Менеджмент должен иметь инновационную ориентацию. Это обеспечит подбор лучших механизмов организации управленческих процессов.