Научно-технический потенциал высших учебных заведений
В наши дни к традиционным функциям современного университета добавились новые, отвечающие текущим тенденциям социально-экономического развития, тенденциям глобализации и интеграции национальной экономики. В настоящее время университеты реализуют так называемую функцию «предпринимательского университета», которая подразумевает получение дохода и увеличение его политической жизнеспособности через передачу технологий и коммерциализацию инноваций.
На сегодняшний день, деятельность учреждений высшего образования как основа инновационного роста и развития может быть охарактеризована следующими чертами:
- научно-технический потенциал, накапливаемый в университетах, может иметь коммерческое применение и быть источником дохода;
- обеспечение трансформации знаний в инновационные продукты, которые обеспечивают удовлетворение непрерывно растущих потребностей общества;
- эффективный механизм коммерциализации научных разработок;
- функционирование университетов опирается на коммерческие принципы: организованная деятельность, сотрудничество участников, проявление предпринимательской инициативы;
- реализация взаимодействия между университетом и окружающей средой, ориентированного на структурные сдвиги, реализацию сопряжения между ним и регионом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учреждения образования обладают весомым научно-техническим потенциалом. В первую очередь, это связано с наличием в их составе специалистов, обладающих знаниями, инновационными идея, стремлением к научным разработкам. Финансовая поддержка государства может обеспечить значительный толчок на начальных этапах предпринимательской деятельности.
Модель организационной структуры малых инновационных предприятий, сформированных на базе бюджетных научных и учебных организаций
На сегодняшний день формирование малых инновационных предприятий на базе вузов является распространенной зарубежной практикой. Такой положительный опыт имеется у ряда европейских государств. В частности, в Германии при вузах формируются стартап-компании.
Эффективная организация и функционирование малого инновационного бизнеса на базе высших учебных заведений хорошо тем, что происходит опора деятельности на разные источники финансирования.
Идеальной моделью организации инновационного малого бизнеса на базе бюджетных учреждений науки и образования является модель, базирующаяся на трех составляющих:
- Представители бизнеса, т. е. частный сектор, заинтересованный во вложении средств в инновационные идеи.
- Промышленная сфера. Установление связи с производством – залог успешной реализации идеи. Инновационные проекты, зачастую, требуют технологического обеспечения своей реализации.
- Представители науки – университета или научного учреждения. Как правило, они являются носителями знаний, инновационных идей, которые подлежат коммерциализации.
Что касается, стартап-проектов, формируемых на базе учреждений науки и образования, то они обладают рядом особенностей. К ним относятся:
- Однородный состав участников в отношении образования и функционирования, опыта работы в отрасли, чем в других стартующих бизнес – проектах.
- Отсутствие управленческих навыков, опыта организации предпринимательской деятельности и управления ею у сотрудников вузов и учреждений науки. Это вызывает серьезные трудности и усложняет процессы деятельности на ее начальных этапах. Потому, требуется привлечение сторонних специалистов для устранения потенциальных пробелов в знаниях у сотрудников.
- Необходимость привлечения внешних предпринимателей сотрудниками вузов и научных учреждений. Это важный элемент модели инновационного предпринимательства при вузах и научных центрах. Имеющийся опыт предпринимательской деятельности, накопленные бизнес – знания, возможный доступ к венчурному капиталу дают преимущества стартующему бизнесу. Также внешний предприниматель может стать важным источником коммерческих знаний и навыков и увеличить шансы на успех.
Таким образом, эффективная модель малого предприятия, основанная на привлечение внешних инвесторов, частных предпринимателей обеспечивает продуктивность академической научной деятельности и ее коммерческое признание. Привлечение внешних предпринимателей к академической среде вуза ориентировано на продуктивную реализацию технического ноу-хау изобретателя и обеспечение адекватного восприятия действий новой компании на рынке. Это обуславливает реализациию внешними предпринимателями следующей функциональной роли:
- привлекать к новому малому инновационному бизнесу внешних инвесторов, например, представителей венчурных фондов.
- передавать имеющиеся знания, практический опыт предпринимательства молодой команде, т. е. проведение тренингов по ведению предпринимательской деятельности.
Важно отметить, что данная модель будет эффективной при ее реализации в виде командной работы. Деятельность команды малого инновационного предприятия, которая представляет собой группу людей, объединенных для достижения общей цели, с интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью, должна быть целеориентированной и опираться на принципы взаимодействия всех членов. Работа в команде предполагает акцент на какой-либо конкретной задаче, которую необходимо выполнить, для чего вся деятельность команды тем или иным образом направляется именно на нее. Таким образом, команду можно рассматривать как сосредоточенную единицу работы.
При этом команда должна обладать определенной автономией в управлении внутренними процессами. Для этих целей организация малого бизнеса должна осуществляться путем формирования команд двух типов: исполнительская команда и предпринимательская команда. Предпринимательская команда ориентируется в своей деятельности на практическую реализацию инновационных идей. Она осуществляет коммерциализацию разработок, исследований, определяет возможности вывода на рынок определенных продуктов, услуг. Исполнительская команда обеспечивает эффективную внутреннюю работу предприятия. Она непосредственно исполняет текущие задачи деятельности. Работа обеих команд требует слаженности и единой ориентации.