Основные требования к преподаванию информатики в 8 классе
Рабочая программа (учебный план) по информатике для 8 класса разрабатывается на основе Федерального образовательного стандарта. За основу можно принять программу по информатике для общеобразовательных учреждений за авторством Л. Л. и А. Ю. Босовых, изданную в 2014 г.
Программа должна содержать планируемые результаты обучения по предмету, содержание учебного процесса с указанием форм проведения занятий, календарно-тематический план с указанием количества отводимых на освоение тем учебных часов.
На изучение информатики в 8 классе в типичной средней школе отводится, как правило, 1 урок в неделю. В расчете на учебный год это составляет 35 часов.
Планируемые результаты изучения предмета
Предметные результаты - степень освоения учащимися специфических для данного предмета видов деятельности. Федеральный государственный стандарт определяет следующие результаты для обучения информатике:
- формирование информационной культуры;
- формирование представления о вычислительной технике;
- развитие навыков использования компьютера;
- знание понятий "информация", "алгоритм", "модель" и их свойств;
- становление алгоритмического мышления;
- формирование навыков составления алгоритмов для различных исполнителей;
- освоение одного из языков программирования, знакомство с линейной, ветвящейся и циклической составляющими алгоритмов;
- развитие умения ориентироваться в способах представления данных (таблицы, схемы, диаграммы) с использованием компьютерных средств;
- воспитание умений безопасного поведения при работе с программным обеспечением, привычки соблюдать нормы информационной этики и права.
Примерное содержание учебного плана по информатике для 8 класса
При изучении информатики в 8 классе целесообразно ориентироваться на следующий перечень разделов и тем.
Математические основы информатики (13 часов).
Следует дать представление о системах счисления, уделив особое внимание двоичной. Целесообразно также рассмотреть восьмеричную и шестнадцатеричную системы как часто встречающиеся в информационных технологиях. Учащиеся должны твердо освоить способы перевода целых десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Необходимо рассказать о целых и вещественных числах, а также множествах и операциях с ними. В этом же разделе рассматриваются логические операции.
Развиваемые навыки и умения:
- различать унарные, позиционные и непозиционные системы счисления;
- анализировать логические высказывания;
- переводить числа из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
- складывать и умножать небольшие двоичные числа;
- выражать вещественные числа в нормальной и естественной формах;
- составлять таблицы истинности для логических высказываний;
- вычислять значения логических выражений.
Рисунок 1. Слайд для темы "Системы счисления". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Алгоритмы (11 часов).
В ходе изучения этого раздела рассматриваются такие темы, как алгоритмы и исполнители, запись алгоритмов, их объекты, следование, ветвление и его формы, повторения в алгоритмах и циклы (с заданным условием продолжения, с заданным условием окончания, с заданным числом повторений).
Развиваемые навыки и умения:
- различать по блок-схеме, назначение алгоритма;
- различать изменение значений переменных при пошаговом выполнении;
- выбирать алгоритмические конструкции, которые могут войти в алгоритм;
- сравнивать эффективность алгоритмов;
- исполнять алгоритмы на конкретных данных;
- конвертировать записи алгоритмов из одной формы в другую;
- составлять последовательности команд, дающих необходимый результат при определенных исходных данных;
- составлять выражения (арифметические, строковые, логические), находить их значения.
Рисунок 2. Слайд для темы "Алгоритмы". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Начала программирования (10 часов).
Этот раздел предполагает написание учащимися небольших программ на языке Паскаль. Его освоение следует начать с изучения организации ввода и вывода данных, затем перейти к программированию линейных и разветвляющихся алгоритмов. Учащиеся должны усвоить такие понятия, как "Условный оператор", "Составной оператор", различные способы записи ветвлений. Освоение начал программирования предполагает также использование циклов: с заданным условием продолжения и окончания работы, с заданным числом повторений.
Развиваемые навыки и умения:
• анализ готовых программ; • определение назначения программы; • определение этапов решения задачи на компьютере; • составление линейных алгоритмов с вычислением арифметических, строковых и логических выражений; • разработка программ, содержащих операторы ветвления, например, решение линейного неравенства, квадратного уравнения и т. д.; применение логических операций; • разработка программ, содержащих циклы.
Рисунок 3. Слайд для темы "Программирование на языке Паскаль". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последние 2 занятия в учебном году следует посвятить повторению и закреплению пройденного, а также подведению итогов.