Категории специалистов по разработке и эксплуатации программного обеспечения
Основной категорией специалистов по разработке программ являются программисты, которые имеют разный уровень квалификации и различаются по характеру своей деятельности. В задачи системного программиста входит разработка, эксплуатация и сопровождение системного программного обеспечения, которое поддерживает работоспособность компьютера и создает среду для выполнения программ.
Прикладной программист занимается разработкой и отладкой программ для решения функциональных задач (задач реализации функций управления в рамках информационной системы – управление деятельностью торгового предприятия, управление перевозкой грузов, планирование выпуска продукции).
Программист-аналитик анализирует и проектирует комплекс взаимосвязанных программ.
Постановщик задач занимается разработкой формальных постановок задач, которые требуют реализации на ЭВМ.
Администратор базы данных обеспечивает организационную поддержку базы данных.
К обязанностям администратора сети относится обеспечение организационной поддержки работы локальной сети.
Основными потребителями программ являются конечные пользователи (end user), которые, как правило, не являются специалистами в области программирования.
Операторы ПК – специально обученные люди, от которых требуются навыки не программирования, а использования готовых программ для обеспечения работы на компьютерах конечных пользователей: набор текста, печать документа, копирование информации, запись на внешние носители и др.
Схема взаимодействия специалистов по разработке и эксплуатации программного обеспечения:
Жизненный цикл программного продукта
По характеру использования все программы разбиваются на 2 класса:
- утилитарные программы предназначаются для удовлетворения потребностей их разработчиков, программы «для себя»;
- программные продукты предназначаются для удовлетворения нужд пользователей, для широкого распространения и продажи.
Существуют следующие требования, выполнение которых позволяет программные комплексы называть программным продуктом:
- они должны быть соответствующим образом подготовлены к эксплуатации;
- иметь необходимую техническую документацию;
- предоставлять сервис и гарантию надежной работы программы;
- иметь товарный знак изготовителя.
Качественные характеристики программных продуктов:
- требования техническим средствам обработки и к операционной системе;
- сложность алгоритмов;
- полнота функций обработки;
- объем оперативной памяти;
- размер программных файлов;
- размер дисковой памяти.
Аспекты показателей качества:
- простота, надежность и эффективность использования программного продукта;
- легкость эксплуатации программного продукта;
- возможность использования программного продукта при изменении условий его применения.
Важные характеристики программных продуктов на современном рынке:
- стоимость;
- количество продаж;
- длительность нахождения на рынке;
- известность фирмы-производителя;
- известность программного продукта;
- наличие на рынке аналогичных программных продуктов.
Жизненный цикл, которым характеризуется любой программный продукт, состоит из отдельных этапов:
Маркетинг – изучение требований к создаваемому программному продукту (технические, программные, пользовательские), существующие аналоги и продукты-конкуренты. Также проводится оценка необходимых для разработки материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определяются примерные сроки разработки.
Проектирование структуры состоит в алгоритмизации процесса обработки данных, детализации функций, разработке архитектурного проекта, выборе методов и средств создания программ.
Основным этапом работы по разработке программного средства является программирование, тестирование и отладка. Зачастую отдельные работы этого этапа проводятся параллельно для сокращения общего времени разработки.
Обязательным видом работы является документирование. В документации должны отображаться необходимые сведения по установке, обеспечению надежной работы продукта, содержаться справочное пособие для пользователя, демонстрационные версии, примеры документов, которые создаются с помощью данного программного продукта, программы для обучения.
Выход на рынок связан с организацией продаж программного продукта массовому пользователю, для чего применяются стандартные методы – реклама, гибкая ценовая политика, создание дилерской и дистрибьюторской сети, увеличение количества каналов реализации.
Как правило, параллельно проводится эксплуатация и сопровождение. При эксплуатации могут быть выявлены ошибки, устранить которые можно в режиме сопровождения (сервисная помощь, новые версии программ, работа «горячих телефонных линий» для консультаций).
Снятие с продажи и отказ от сопровождения программного продукта происходит, как правило, при изменении технической политики фирмы-изготовителя, неэффективной работе программного продукта, присутствии неустранимых ошибок программного продукта, отсутствии спроса.
Длительности жизненных циклов разных программ разная. Большинство современных программных продуктов имеют длительность жизненного цикла от 2 до 3 лет, но часто можно встретить на компьютерах устаревшие программные продукты.