Электронный учебник – это учебное пособие нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии.
Введение
В сегодняшних образовательных учреждениях значительное внимание уделяется компьютерному обеспечению учебной деятельности. В учебных процессах применяются специальные обучающие и тестирующие программные продукты по разным дисциплинам образовательных процессов.
Проведенные статистические исследования применения обучающих и тестирующих программных продуктов по разным дисциплинам (в границах учебного процесса и компьютерных курсов) показали, что их использование способно повысить не только интерес к будущим специальностям, но и успеваемость по этим дисциплинам. Практически все студенты лучше воспринимают информацию в виде зрительных образов, тем более, когда она имеет качественное оформление. Такие программы предоставляют возможность всем студентам независимо от уровня подготовки принимать активное участие в процессе образования, сделать индивидуальным свой процесс обучения, выполнять самоконтроль.
Кроме того, это позволяет стать не пассивным наблюдателем, а активным получателем знаний, а также оценивать свои возможности. Студенты получают удовольствие от самого процесса обучения, вне зависимости от внешних мотивационных аспектов. Этому способствует и тот факт, что при современных информационных технологиях обучения компьютеру на время передаются некоторые функции педагога. А компьютер способен играть роль очень терпеливого педагога-репетитора, который может указать на ошибку и сформулировать правильный ответ, а также повторять задание вновь и вновь, причём без всякого раздражения и досады.
С течением времени программы быстро теряют актуальность, устаревает и учебный материал, и форма его представления. Сегодня разрабатываются компьютерные программы, являющиеся электронными учебниками по самым разным дисциплинам. Компьютерные учебные программы формируются, как правило, по тем дисциплинам, которые выступают как профилирующие в профессиональной подготовке.
Создание электронного учебника
Главными составляющими электронного учебника являются: набор графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатных документов пользователя.
Электронное издание может быть выполнено на любом электронном носителе, а также представлено в электронной компьютерной сети.
Главные принципы разработки электронного учебника:
- Электронный учебник должен содержать систематизированный материал по определённой научно-практической сфере знаний, обеспечивать возможность творческого и активного овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками в данной области. Он должен обладать высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой представления информации, качеством методических инструментов, обладать качеством технической реализации, наглядностью, логичностью и последовательностью представления материала.
- Электронное учебное издание должно содержать систематическое изложение учебной дисциплины или ее подраздела, части, а также должно соответствовать государственному стандарту и учебной программе и быть официально утвержденным в качестве данного типа издания.
- Электронное учебное издание должно частично или полностью заменять или дополнять учебник и быть официально утвержденным в качестве данного вида издания.
- Электронный учебник должен содержать текст, представленный в электронном формате и снабженный разветвленной системой связей, которая позволяет оперативно переходить от одного его компонента к другому согласно некоторой иерархии компонентов.
При реализации любой сложной системы, как и при формировании электронного учебника, определяющее значение приобретает талант и мастерство проектировщиков. Но при этом, известны устоявшиеся форматы электронных учебников, вернее, конструктивных компонентов, из которых может быть сформирован учебник. Такими конструктивными компонентами считаются следующие форматы:
- Формат теста. Этот формат является простейшей формой электронного учебника. Главной проблемой здесь является подбор и формулирование вопросов, а также интерпретация возможных ответов на вопросы. Правильный тест даёт возможность получения объективной картины знаний, умений и навыков, которыми овладел обучающийся в конкретной предметной сфере.
- Формат энциклопедии, который считается базовым форматом электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия подразумевает, что информация, которая сконцентрирована в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной относительно обычных стандартов образования.
- Формат задачника. Задачник в электронном учебнике самым естественным образом выполняет функцию обучения. Обучающийся может получить учебную информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Основной проблемой здесь считается подбор задач, который перекрывает весь теоретический материал.
- Формат креативной среды. Современные электронные учебники способны обеспечить творческую работу учеников с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Как раз творческая работа, выполняемая в рамках проекта, сформулированного преподавателем, может способствовать формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учеников. Креативная среда предоставляет возможность организации коллективной работы учеников над проектом.
- Формат авторской среды. Электронный учебник должен иметь возможность адаптации к учебному процессу. То есть, позволять учитывать особенности конкретной обучающей организации, конкретной специальности, конкретного ученика. Для этого требуется определённая авторская среда. Данная среда, к примеру, может обеспечить включение добавочных материалов в электронную энциклопедию, может также позволить пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Практически, это аналог инструментария, при помощи которого формируется сам электронный учебник.