Важность информационных технологий для современной школы
Сегодня информационные технологии становятся не дополнением к обучению, а неотъемлемой частью образовательного процесса, повышающей его эффективность. Они индивидуализируют обучение, побуждают учащихся к самостоятельной работе, повышают мотивацию и познавательную активность. У школьников развивается умение находить информацию среди компьютерных ресурсов и в сети Интернет, классифицировать ее, критически подходить к полученным знаниям. Всё это помогает «превращать учебу в радость открытия».
Использование обучающих информационных технологий способствует самообразованию, продолженному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров. Преимущества в сравнении с традиционным обучением, заключаются в том, что информационные технологии:
- существенно улучшают восприятие учебной информации за счет использования цвета, графики, аудио- и видеоматериалов, анимации;
- позволяют существенно повысить мотивацию к обучению;
- способствуют широкому раскрытию личности обучаемых, активизации их умственных способностей;
- ученики имеют возможность наглядно представить результат своей деятельности, определить этап решения задачи, где сделана ошибка, исправить ее.
Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе:
- сопровождение изложения учебного материала мультимедийными презентациями;
- проведение лабораторных работ в виртуальных средах;
- закрепление изученного с помощью интерактивных тренингов;
- тестирование знаний;
- расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся;
- проведение видеоконференций.
Теме применения компьютеров в школе посвятили свои исследования такие отечественные и зарубежные педагоги-теоретики, как Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Участие государства во внедрении информационных технологий в образовательный процесс
В марте 1985 года советским правительством принято решение о введении в общеобразовательных школах «Основ информатики и вычислительной техники» как обязательного учебного предмета. С тех пор государство неоднократно уделяло существенное внимание развитию школьной информатики. Так, в середине 2000-х гг. в рамках национального проекта «Образование» была выполнена масштабная работа по подключению всех российских школ к Интернету по широкополосным каналам.
Рисунок 1. Один из первых отечественных кабинетов информатики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время ведется работа по обеспечению школьников электронными учебниками. Впервые возможность использования таких учебников упоминается в приказах Минобрнауки России от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В середине 2010-х годов была проведена большая работа по подготовке электронных учебников. Выбор подрядчиков по их изготовлению проводился на конкурсной основе.
Рисунок 2. Электронные учебники издательства "Просвещение". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Минобрнауки России считает, что электронные учебники должны использоваться наряду с бумажными, и что последние всегда должны оставаться для школ доступной альтернативой компьютеризированным средствам обучения.
Большую роль во внедрении информационных технологий в образовательный процесс играют регионы. Например, правительства Москвы и Московской области своими силами планируют довести в 2018 г. количество школьников, обеспеченных электронными учебниками, до 70%; в Республике Татарстан действует региональная государственная программа "1 ученик - 1 компьютер" и т.д.
Образовательные информационно-справочные ресурсы
Большим подспорьем для преподавателей являются электронные информационно-справочные ресурсы. Их можно разделить на
- онлайновые (работают при наличии подключения к сети Интернет);
- оффлайновые (работают автономно).
К онлайновым относятся всевозможные сайты и порталы, как посвященные отдельным предметам так и многопредметные. Сайты могут отличаться по методам донесения знаний. Например, на сайте «allright.io», специализирующемся на обучении детей английскому языку, в режиме онлайн работают реальные преподаватели. Сайт является лишь инструментом установления связи между ними и пользователями. На многопредметном портале «uchi.ru» дети самостоятельно выполняют интерактивные задания, участвуют в олимпиадах и т.п.
Оффлайновые ресурсы распространяются на компакт-дисках (например, энциклопедии и справочники компаний "Кирилл и Мефодий", 1С) или в виде планшетов и электронных книг с предустановленными файлами и программным обеспечением (например, продукция издательства "Просвещение").
Рисунок 3. Сборник электронных энциклопедий издательства "Кирилл и Мефодий". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что до повсеместного распространения в России широкополосного Интернета компакт-диски были приоритетным средством распространения электронных информационно-справочных ресурсов.