Развитие электронного обучения в Европе — это внедрение современных информационных технологий в образовательную сферу в европейских странах.
Введение
На сегодняшний день практически все вузы европейских государств применяют в своей деятельности методы электронного обучения. Согласно результатам проведённого в Европе опроса, 91% учебных заведений применяет методику смешанного обучения, то есть когда теория и практика по конкретному предмету проводятся как в самом институте, так и в домашних условиях. При этом 82% вузов используют курсы в режиме онлайн. Одним из направлений является совместная организация таких курсов различными учебными заведениями, а, кроме того, есть курсы онлайн, позволяющие в итоге получить научную степень. Большое количество вузов представляет возможность своим учащимся сдачу экзаменов в режиме онлайн, даже когда преподавание данного предмета осуществлялось по стандартной методике.
Технология E-Learning в пределах вуза
Невзирая на то обстоятельство, что в очень многих учебных заведениях используются разные формы электронного обучения, его популярность сильно разнится по разным учебным дисциплинам. Только треть европейских вузов привлекает к электронному обучению каждого или почти каждого своего студента. Наиболее популярными в E-Learning (электронном обучении) дисциплинами являются области бизнеса и управления, а также педагогические, инженерные и технологические дисциплины. Достаточно нечасто электронное обучение используется в юриспруденции и искусстве. То есть, можно сказать, что сегодняшние технологические инновации реализуются всеми кафедрами и местными специалистами отдельно, и лишь потом они распространяются на всё учебное заведение. Как быстро это осуществляется и осуществляется ли в принципе, находится в зависимости от руководства вуза, метода управления и наличия ресурсных возможностей.
Из-за того, что передовые технологические достижения используются руководством кафедр и инициаторами из преподавательского состава, только незначительная часть факультетов выработала собственную стратегию реализации e-learning. По этой причине пока не приходится рассуждать даже о начале общего стратегического плана реализации электронного обучения в учебных заведениях, несмотря на то, что половина европейских вузов обладают разработанной внутренней стратегией, а ещё около четверти уже разрабатывают такую стратегию.
Инфраструктура электронного обучения
Чтобы обеспечить успешный учебный процесс, учебным заведениям требуется достаточное инфраструктурное оснащение. Большинство европейских университетов используют необходимое программное обеспечение для реализации курсов электронного обучения, электронного инструментария и систем по управлению процессами обучения. Также имеются в наличии студенческие порталы, работающие в онлайн режиме. Практически каждый вуз предоставляет каждому студенту местную электронную почту, бесплатный Wi-Fi, залы с компьютерным оборудованием и возможности библиотеки в онлайн режиме. Многие учебные заведения дают учащимся лицензии на программное обеспечение, обеспечивают доступность каталогов курсов онлайн и учебных пособий, применяют специальные медиа возможности. Как отмечалось выше, очень многие вузы предоставляю возможность сдачи экзаменов онлайн, а в вузах, где такой возможности ещё нет, планируется её обеспечить. То есть студенты и преподаватели получают очень существенную поддержку в плане электронного обучения.
Достоинства и недостатки электронного обучения
Большинство европейских вузов считают очевидной ценность электронного обучения. Оно изменяет методику обучения, а также является катализатором грядущих коррекций методики преподавания. Электронное обучение имеет огромный потенциал при очевидной массовости образовательных процессов. Но при этом многие специалисты полагают, что электронное обучение снижает качество предоставляемого образования или, по крайней мере, не повышает его уровень. Вполне вероятно, что такая разноголосица мнений может быть вызвана относительной новизной этого формата обучения. Отмечается, также, что для успешности направления электронного обучения требуются:
- Время на его полноценную реализацию.
- Финансовые вливания.
- Заинтересованность коллективов преподавателей.
Но при всех опасениях, мотивация вузов на развитие сферы электронного обучения нисколько не уменьшается. Мотивирующими факторами являются:
- Повышение гибкости учебных процессов.
- Рост эффективности работы в вузе.
- Широкий набор возможностей дистанционного обучения.
Массовые открытые онлайн курсы
В Европе растёт интерес к МООС (massive open online course что переводится как массовый открытый онлайн курс). Организовать МООС выразили желание больше технические учебные заведения. Основными причинами, мотивирующими к запуску собственных массовых курсов онлайн, считаются:
- Выход на международную образовательную арену.
- Способ привлечения студентов.
- Реализация передовых методик преподавания.
- Реализация гибкого графика процесса обучения для студентов.
Следует заметить, что в мотивации не приводится экономия финансов или прибыль. Помимо этого, учебные заведения считают, что в МООС просматривается сотрудничество и партнёрство между вузами.
Но с другой стороны многие учебные заведения не запустили МООС именно по финансовым причинам. Кроме того, не запуск МООС а некоторых вузах вызван неподготовленностью преподавателей, а также предпочтение других форматов электронного обучения.
Но в среднем европейские вузы реализовали от одного до пяти курсов онлайн, то есть пока это ещё уровень эксперимента. В большинстве своём МООС сформированы в вузах Западной Европы, а наибольшее число онлайн-курсов имеется в Испании. Как правило, типичный курс онлайн посещают около двух тысяч студентов.
Большей частью онлайн курсы предлагают вузы Западной Европы; наибольшее количество таких курсов в Испании. Если говорить о широте охвата аудитории, то лишь несколько самых популярных курсов в выборке привлекают по несколько десятков тысяч студентов, в основном же средний онлайн-курс собирает от одной до трех тысяч участников.
Одна треть вузов начисляет слушателям дополнительные баллы за участие в MOOC: это объясняет существенные колебания в показателях завершаемости тех или иных курсов от 4% до 50% (хотя средний показатель завершаемости колеблется между 10% и 20%). Курсы, которые рассчитаны на глобальную аудиторию, стараются повысить свой международный престиж, у таких курсов, как правило, низкий показатель завершаемости. Локальные же курсы стимулируют своих студентов пройти их полностью.
По причине малой выборки (всего 31 вуз) и относительной новизны онлайн-курсов на момент проведения опроса трудно сделать выводы относительно дальнейшей судьбы MOOC в Европе. Все опрошенные вузы намерены продолжить свою деятельность в этой сфере, но немногие собираются увеличить число курсов. И, как и в других видах электронного обучения, вузы видят в MOOC широкие возможности для партнёрства с другими учреждениями.