QR-код — это двумерный штрих-код, который легко считывается цифровыми устройствами и сохраняет информацию в форме серии пикселей в квадратной сетке, выглядящей внешне как черно-белый узор.
Введение
Уже довольно давно пользователи разных устройств могут видеть набор черных квадратиков с закодированной в них информацией. Они встречаются на сайтах, в рекламе, на визитках. Эти квадратики являются, так называемым, QR-кодом (от английского quick response, то есть, быстрый отклик), который представляет из себя двумерный штрих-код, изобретенный японской компанией Denso-Wave. В таком штрих-коде может кодироваться самая разная информация, которая может состоять из разнообразных символов, в том числе из символов кириллицы, цифр и спецсимволов.
Информация, строго говоря, может быть практически любая, например, такая, как:
- адреса сайтов,
- номера телефонов,
- электронные визитки,
- координаты местоположения и тому подобное.
Один QR-код способен включать в свой состав 7089 цифр или 4296 букв. Сфера использования QR-кодов постоянно расширяется.
Принципы создания и сферы применения QR-кодов
С каждым новым периодом развития человеческого сообщества, информация превращается во все более востребованный продукт и самый важный ресурс. Информация всегда нуждалась в защите, для этого информация, наиболее часто, просто кодируется на отправляющей стороне и дешифруется на стороне получателя. QR-код представляет собой именно промежуточно закодированное состояние информации, которую способен расшифровать каждый человек, у которого есть сканирующее устройство. Про QR- коды справедливо утверждение, что они способны помочь более удобно, современно и оперативно получить требуемую для людей информацию.
Термин «QR-код» появилась в Японии в 1944-ом году. В то время фирме «Denso-Wave», входившей в состав крупной корпорации Toyota, потребовалась разработка таких кодов. Фирме было необходимо сохранить значительный информационный объем на относительно малой площади поверхности, причем сканированию не должны были являться препятствием поверхностные дефекты и мелкие загрязнения кода. Изначально QR-коды применяли только лишь в промышленных целях. Позднее область их использования была существенно расширена, получив свое заслуженное место в жизни человечества.
Точное определение QR-кода может быть сформулировано следующим образом. QR-код (от английского Quick Response Code, то есть, код быстрого реагирования или сокращенно QR code) является товарным знаком для типа матричных штриховых кодов (или двумерных штрих-кодов). Штрих-кодом является считываемая устройством оптическая метка, которая содержит информацию об объекте, обладающему этой меткой.
QR-код представляет собой двумерное представление обычного штрих-кода, который может быть помещен фактически на любой тип производимую продукции. «QR» является символом мгновенного доступа к информации, которая хранится в коде. С первого взгляда может создаться впечатление, что QR-код не может вмещать в себя большие объемы информации, но в реальности вместимость подобного кода достаточно большая и определяется тем фактом, в каком формате информацию в него желают закодировать.
В отличие от старых штрих кодов, сканируемых тонким лучом, QR-код считывается датчиком или камерой в качестве двумерного изображения. Пример QR-кода с описанием его полей приведен на рисунке ниже.
Рисунок 1. QR-код. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Три квадрата по углам изображения и более маленькие синхронизирующие квадратики по всему коду служат для нормализации размера изображения и его ориентации, а также нормализации угла, под которым датчик располагается к поверхности изображения. Точки должны переводиться в двоичные числа с организацией проверки по контрольной сумме.
Кодирование информации в QR-код можно выполнить несколькими методами, а выбор конкретного метода зависит от используемых символов. Когда использованию подлежат лишь цифры от нуля до девяти, то может быть использовано цифровое кодирование. А когда помимо цифр требуется зашифровать символы латинского алфавита, пробел и символы ±/$%%. :, ,то применяется алфавитно-цифровое кодирование. Помимо этого, известно еще кодирование кандзи, которое используется для зашифровки китайских и японских иероглифов, а также побайтовая система кодирования. Перед каждым методом кодирования формируется пустая последовательность бит, которая в дальнейшем подлежит заполнению.
На QR-коде имеются обязательные поля, они не содержат закодированных информационных данных, а несут информацию, необходимую для декодирования. А именно это:
- Набор поисковых узоров.
- Набор выравнивающих узоров.
- Набор полос синхронизации.
- Коды маски и уровня коррекции.
- Код версии (начиная с седьмой версии).
Также должен присутствовать обязательный отступ вокруг кода. Отступом является рамка из белых модулей, ее ширина равняется четырем модулям.
Основным достоинством QR-кодов является их легкое распознавание сканирующим устройством, что позволяет их использовать в разных областях человеческой деятельности. QR-коды очень плотно проникли в жизнь людей, используются в значительном количестве сфер, и способны нести информацию разного типа. Так, к примеру, в ресторанном бизнесе QR-коды способны даже нести в себе меню, или информацию о блюдах. В сфере туризма QR-код может быть размещен на зданиях, памятниках, сооружениях и в музеях. Они, во многом, могут потеснить путеводители, поскольку теперь нет необходимость их покупать, так как вся информация о том или ином экспонате можно стать доступной, после расшифровки расположенного на ней QR-кода.
Коды могут размещаться на баннерах, плакатах, сити-лайтах и так далее. QR-коды способны дополнить рекламную информацию или даже просто заменить ее полностью. Сравнительно недавно в России вошли в употребление новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей. На лицевой стороне каждой банкноты присутствует QR-код, отсканировав который, можно узнать много полезной информации.