Основы информационной культуры — это набор знаний, умений, навыков, информационного миропонимания и информационного поведения, которые необходимы для учебной и научно-исследовательской работы.
Сущность понятия «информационная культура»
Иногда понятие информационной культуры заменяется понятием компьютерной или информационной грамотности, входящих в неё в качестве начальных элементов. Компьютерная грамотность подразумевает наличие навыков по обращению с компьютерами и сетями, к которым они подсоединены, знание главных компонентов операционных систем, прикладных программных продуктов, поисковых инструментов Интернета. Информационная грамотность может быть получена путём обучения поиску и применению информационных данных, их защите, навыкам, позволяющим общаться при помощи средств и методик информационно-коммуникационных технологий.
Информационная культура, помимо выше изложенного, является пониманием внутренних информационных механизмов, которые управляют действиями людей и общественным прогрессом. Сегодняшние реалии таковы, что под воздействием оперативно изменяющихся и проникающих в быт информационных технологий и технических устройств изменяется весь общественный информационный порядок. Сегодня эти процессы отображаются многими новыми социологическими ярлыками, такими как, информационное сообщество, общество, базирующееся на знаниях, цифровое неравенство и тому подобное. Однако, если внимательно проанализировать эти и ряд других терминов, что пока ещё нет чёткого осознания того, что уже случилось и что случится в недалёком будущем. Это объясняется тем, что в прошлом была медленная смена определённых технологий, которая означала стабильность в информационных механизмах общества. Сегодня студенты, ещё не окончившие своё обучение в ВУЗе, уже вынуждены сталкиваться с новейшими техническими средствами, понятиями об их приоритетности и необходимостью их изучения.
Другой причиной недостаточного понимания осуществляемых перемен в информационной культуре является желание познать её на уровне нажатия нужных клавиш, а не за счёт осознания сути дела.
В этой области совсем недавно появилась новая опасность. Для научно-технической информации сейчас не лучшие времена, так как людское сообщество уже не испытывает прежнего доверия к науке. Однако, наука, которая была ориентирована главным образом на военную сферу, всё-таки постепенно подменяется наукой, направленной на устойчивое развитие общества.
Основы информационной культуры
Информационная культура не появляется сама по себе. Она должна воспитываться, её компонентам необходимо обучить так же, как следует обучать воспринимать другие культурные проявления, такие как, различные виды искусства или разновидности бытовой культуры. И осуществляться это должно на каждом образовательном уровне, объясняя, насколько сложен и многообразен современный этап перехода на электронные коммуникационные средства.
Термин информация является сегодня одним из самых востребованных в любом языке, включая русский. Это вызвано тем, что сегодня мировое сообщество достигло некоторого материального благополучия, дающего возможность обратить людям свои взоры на духовную сторону жизни. Понятие информации проникло практически во все сферы сегодняшней науки и техники, а также в повседневный быт человека. Но чёткое и полное его определение до сих пор считается одной из трудных научных задач. В обычной жизни понятие информация подразумевает сообщение, извещение о положении дел, данные о чём-либо.
Философы, склонные воспринимать понятие информации в одном ряду с такими категориями, как материя и энергия, определяют её передачей, отражением разнообразия в каждом объекте и процессе живой и неживой природы.
Математики и физики считают информацию фактором и мерой уменьшения неопределённости по итогам полученных сообщений.
В итоге образовалось мнение о существовании трёх подходов к трактовке термина информация:
- Атрибутисты считают, что информация представляет собой неотъемлемый атрибут любой системы окружающей действительности.
- Функционалисты считают, что в неживой природе информация отсутствует, и что информация является одной из функций жизни и основным отличием всего живого от неживого.
- Антропоцентристы считают информацию содержанием (смыслом) сигнала, получаемого системой из окружающего мира.
Специалисты в сфере информатики, которые изучают структурную организацию и основные информационные свойства, а также правила её поиска, обработки, хранения, трансляции и применения, не могут игнорировать самый главный параметр информации, а именно, её смысловое, семантическое содержание.
Данные — это, по сути, факты, идеи сведения, отображённые в символьном (знаковом) формате, позволяющем выполнять их трансляцию, обработку и толкование (интерпретацию), а информация является смыслом, который люди приписывают данным на базе известных им законов представления в них сообщений.
Эта трактовка информации находится в соответствии с этимологией обозначающего её латинского слова information, которое переводится как разъяснение, изложение.
То есть, информация является потенциальным свойством данных, которое может реализовать один воспринявший их человек и не способен реализовать другой. Объектом машинной обработки считаются именно данные, а не информация, поскольку никакие машины не способны осуществить интерпретацию данных, то есть преобразование их в информацию, поскольку машина не владеет, в отличие от человека, требуемым объёмом знаний об окружающем мире и не способна мыслить. Это и есть диалектическая связь понятий «данные» и «информация».
В человеческом сообществе распространены различные виды информации. Но наиболее важной считается научная информация, поскольку она имеет неразрывную связь с наукой. Более ясное и полное определение понятия «научная информация» может быть сформулировано следующим образом. Научная информация является логической информацией, получаемой способами опытного и рационального познания объективной реальности в любой области деятельности человека.