Введение
Изобретение компьютерных сетей дало людям совершенно новые методы общения. Последние достижения в сфере трансляции информационных данных совместно с новейшими изобретениями в сфере мультимедиа открыли беспрецедентные возможности по переработке и трансляции информационных массивов фактически в любое государство планеты Земля. Несомненно, что в недалёком будущем компьютерное оборудование превратится в одно из основных средств человеческого общения.
Сегодня прогресс в образовательной сфере сопряжён с повсеместным применением современных информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечиваются всемирной сетью Интернет. По этой причине значительное внимание уделяется удалённому доступу к ресурсам образовательной сферы, размещённым в сети, а также возможности непосредственного обмена информацией всех пользователей, привлеченных к образовательному процессу. В Российской Федерации органы государственного управления уделяют особое внимание информатизации общественной жизни в целом и образовательной сферы, в частности.
Образовательные возможности сети интернет
В последнее время наметилась тенденция к повышению эффективности образовательных процессов путём внедрения новейших информационных технологий, повсеместного применения ресурсов сети Интернет. Сформирован набор целевых программ, которые направлены на развитие общей информационной среды образования и обеспечивают информационную поддержку процессов в сфере образования, а также научных и управленческих процессов на разных образовательных уровнях. Получила бурное развитие система вузовских центров новейших информационных технологий при высших учебных заведениях. Очень много учреждений общего, высшего профессионального, а также дополнительного образования создали свои сайты, которые отражают разные стороны их работы. В Интернете работает огромное количество сайтов научно-исследовательских организаций как коммерческих, так и некоммерческих, инициативных объединений, различных периодических изданий, просто частных лиц.
Понятие «портал» было позаимствовано Интернетом из архитектурной сферы и буквально значит «главный вход», с которого пользователи могут начать свою деятельность в сети Интернет. Сегодня сформирована целая система образовательных порталов, которая является удобной информационной и обучающей средой для учеников и педагогов и предоставляет пользователям возможность удовлетворить личные информационные и учебные потребности, приобрести нужные знания для ведения практической и научной работы, а также обеспечивает средства для поиска информации и общения профессионалов.
В состав образовательных порталов обычно включают следующие компоненты:
- Ленты новостей и рассылок.
- Обширные средства по осуществлению поисковых запросов и навигации разных уровней.
- Библиотечные массивы и наборы электронных учебников.
- Перечень образовательных ресурсов.
- Информационные материалы, касающиеся отдельных учебно-воспитательных и организационно-методических вопросов.
- Образовательные средства, работающие в интерактивном режиме.
- Среда учебно-практической деятельности в виртуальном формате.
- Различные компьютерные демонстрации.
- Обучающая среда универсального формата.
- Архивные материалы и информационные базы данных.
- Справочная служба информационного поиска.
- Журналы, работающие в режиме онлайн.
- Игры, предназначенные для обучения.
- Набор средств по дистанционному и открытому обучению.
Общеизвестно, что ресурсы в образовательной сфере расположены в форме первичного или вторичного содержания (контента) на сайтах и порталах. Набор первичных ресурсов расположен на порталах владельцев. Наборы описаний и адресов вторичных ресурсов расположены в иных местах, которые доступны через сеть Интернет. Рядовые пользователи не чувствуют разницы между первичным и вторичным ресурсом. Для них видна только информация об авторах работ и/или названиях предприятий, обладающими правами на этот ресурс. Информация, размещённая на порталах и сайтах, имеет некоторые преимущества по сравнению с печатными изданиями. Она позволяет пользователю использовать гипертекстовую среду, то есть работать в условиях, где он сможет сам, учитывая индивидуальные наклонности, мотивации, мыслительные способности и интеллектуальный уровень, сформировать сферы и направления процесса накопления знаний, приобретать, перерабатывать и транслировать графическую и текстовую информацию, активно участвовать в разных собраниях и дискуссионных обсуждениях. Помимо этого, важным преимуществом онлайн доступа является то, что электронный информационный источник, обычно, доступен к прочтению существенно раньше, чем появится печатный вариант, так как нет затрат времени на полиграфию и распространение издания.
Навигационные средства портала дают возможность ориентации пользователю в отраслевой среде образования, региональной среде и в целом страны, гарантируют поиск образовательной или информационной и справочной литературы. Кроме того, они дают возможность выполнять сравнение и оценивать уровень учебных заведений вне зависимости от их расположения и удалённости. Обычно порталы включаются в каталожный перечень и ресурсы иных сайтов и порталов, предоставляя пользователям наработки в методологии и способах организации ресурсов в сфере образования, сервисов и служб разных порталов при их децентрализации местоположения и содержания. Это значит, что виртуальные отображения учебного заведения, проектировщиков новых методологий преподавания станут неоднократно вовлечены в сферу Интернета. Информационная доступность для пользователя станет реализовываться при помощи определённого комплекта сервисных служб и единообразных каталогов информационных ресурсов в сфере образования.