Информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем с целью распространения в вещественной или невещественной форме.
Введение
Формирование общей обоснованной научно, предназначенной для всеобщего признания классификации информационных средств и продуктов является достаточно сложной проблемой. Предоставляемые версии иерархических классификаторов не всегда удовлетворяют логическим требованиям единой основы, полноты, отсутствия пересечений, непрерывности деления. Смысл формирования научной классификации информационных средств и продуктов заключается в выборе и научном обосновании достоверных и значительных параметров их подразделения. Такие обоснования могут быть найдены по методу движения от абстрактности к конкретике, или путём обобщения практического опыта, если классификация эмпирическая.
Согласно данным частотного анализа специализированной литературы, существенными основаниями классификации информационных средств и продуктов могут считаться:
- Тип (характер) отображаемой информации.
- Целевое предназначение информации.
- Область использования информации.
- Методика производства информации.
- Адресация распространяемой информации.
Классификация информационных средств и продуктов
По характеру собранной информации могут быть выделены следующие типы информационных продуктов:
- Информационные продукты документального типа.
- Информационные продукты библиографического типа.
- Информационные продукты фактографического типа.
- Информационные продукты аналитического типа.
- Информационные продукты консультационного типа.
Следует заметить, что предоставление документального обслуживания подразумевает удовлетворение информационных нужд за счёт предоставления документации потребителю для текущего использования или на постоянной основе, из которой он может получить нужные ему сведения. Стандартным примером документальных услуг могут считаться библиотечные услуги, то есть предоставление документов на абонементе, использование читального зала, организация заказов по межбиблиотечным абонементам, открытие выставок книг, литературных просмотров.
В последние годы в архитектуре документального обслуживания набирает вес удалённый доступ к полноформатным текстовым базам данных. Для постоянного применения документы могут быть предоставлены за счёт их продажи, в виде подарков, копии, распределения по внутриведомственным каналам.
Библиографическая информация и услуги позволяет удовлетворить информационные потребности пользователей за счёт предоставления им библиографических информационных данных. Библиографические информационные продукты в виде библиографического списка, тематической подборки, библиографического пособия, сигнального оповещения и тому подобные предопределяют ориентацию потребителя в потоках документации и различных массивах. Библиографические данные раскрывают форму и содержание исходной документации, что даёт возможность идентификации документа среди другой документации и выработки решения о целесообразности сделать обращение к исходному документу. Продукты библиографии являются ресурсной базой, источником, предоставляющим пользователю библиографические услуги.
Фактографические услуги служат для удовлетворения потребностей пользователя в конкретных информационных данных по сути определённого вопроса. Осуществление запросов по фактографии выполняется информационными специалистами или на основе первичных документов, или на основе специально разработанных для этой цели информационного продукта, такого как, справочное издание, дайджест, фактографическое досье и тому подобное.
Аналитические информационные средства и продукты предусматривают формирование и предоставление специально подготовленных согласно запросам пользователей обзорных, аналитических, концептуальных, прогностических информационных данных. Эти операции предполагают выполнение специализированных информационных исследований, формирование по их итогам аналитического информационного продукта в формате научно-аналитического обзора, экспертного заключения, мониторинговой справки, доклада, прогноза развития.
При консультационном обслуживании предполагается оказание помощи пользователю в формировании информационного самообслуживания за счёт предоставления консультаций и предоставления доступа к сформированному исключительно для этой цели информационному продукту, такого как, рекламный буклет, листовка и тому подобное.
Рынок информационных продуктов наиболее часто подразделяется согласно комплексному признаку целевого предназначения и области использования выпускаемых продуктов и услуг. В структурной организации всемирного и местных рынков информационных средств и продуктов присутствуют сектора, которые обслуживают следующие направления:
- Область бизнеса, то есть сфера финансов, бирж, коммерческой информации, экономической и демографической статистики, деловых новостей.
- Область профессиональной и управленческой работы, то есть специальной юридической, медицинской, педагогической, инженерной и тому подобной информации.
- Область массового потребления, то новостной, справочной, развлекательной информации.
По данному параметру сегментацию информационных средств и продуктов можно представить и в более мелком формате, связанным со специализацией по информационному обеспечению различных областей человеческой деятельности, а именно, управление, наука, производство, бизнес, образование, инфраструктура.
Согласно признакам широты распространения информационные средства и продукты делятся на следующие типы:
- Для индивидуального использования, то есть средства, предназначенные для удовлетворения индивидуальных информационных потребностей отдельного пользователя.
- Группового предназначения.
- Массового предназначения.