Интерактивный электронный учебник — это электронное средство обучения, которое представляет собой самостоятельный источник учебной информации или является дополнением к традиционному печатному учебнику.
Общие сведения об интерактивности
Интерактивностью (от английского слова interaction, то есть, взаимодействие) – это понятие, раскрывающее характер и уровень взаимодействия объектов или субъектов. Компонентами интерактивности могут считаться все элементы взаимодействующей системы, с помощью которых осуществляется взаимодействие с другими системами или людьми.
Понятие интерактивности повсеместно применяется в теории информации, информатике и программировании, системах телекоммуникаций, социологии, дизайне, включая проектирование взаимодействия, и так далее. В последние годы это понятие стало часто использоваться и в области педагогики.
С позиций теории информации следует различать следующие уровни интерактивности, то есть, взаимодействия:
- Уровень линейного взаимодействия (1 : 0), то есть, отсутствие интерактивности, когда передаваемое сообщение не имеет связи с предыдущими сообщениями.
- Уровень реактивного взаимодействия (1 : 1), то есть, когда сообщение может иметь связь лишь с одним ближайшим предыдущим сообщением.
- Уровень множественного или диалогового взаимодействия (1 : M), то есть, когда сообщение может иметь связи со многими предыдущими сообщениями и с отношениями между ними.
В области педагогики под интерактивностью понимается именно третий тип взаимодействия, а именно, множественное или диалоговое взаимодействие. В социологии понятие интерактивности является одной из базовых категорий социологического анализа, которая описывает разнообразие социального взаимодействия на разных уровнях, а именно:
- на межличностном уровне,
- на групповом уровне,
- на институциональном уровне.
Интерактивность не может считаться простой сменой формата социального взаимодействия, то есть, рассматриваться как компьютеризированный вид обычного общения, а является уникальным типом коммуникации с собственной специфической динамикой, полноценным и насыщенным коммуникативным контекстом, который включает также и особую риторику.
В педагогике и психологии интерактивность является нравственно-этическим качеством личности, которое выражается в виде готовности к общению, сотрудничеству, умения найти себе место в совместной работе, склонности к установлению благоприятных отношений с членами группы.
Интерактивный электронный учебник
Интерактивное обучение является моделью, которая направлена на формирование таких условий, при которых все учащиеся могут активно взаимодействовать друг с другом. Взаимодействие всех участников процесса должно происходить в диалоговом режиме, то есть, в режиме обсуждения, совместного анализа, усвоения знаний, а также, в процессе ролевой игры, прохождения, преодоления смоделированной жизненной ситуации.
Электронный учебник является специальным устройством или программным обеспечением, которое используется в образовательном процессе и способно заменить собой стандартный бумажный учебник. Сегодня словосочетание «электронный учебник» может трактоваться в очень широких границах. То есть, в отдельных случаях под ним понимается просто электронная версия бумажного учебника, а в некоторых других случаях, это сложный программный комплекс на электронном компьютерном оборудовании, который позволяет демонстрировать кроме текста, еще и обучающий мультимедийный материал, включающий в себя также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее.
Интерактивный электронный учебник в обязательном порядке содержит интерактивный контент, то есть, электронный контент, дающий возможность:
- манипулировать объектами,
- вмешиваться в течение процессов,
- изменять порядок процессов.
То есть, это контент, который способен генерировать совокупность адекватных откликов на некоторый перечень познавательных операций ученика и который позволяет субъекту образовательного процесса помимо получения информации, еще и реализовать активное взаимодействие. Это означает, что определение интерактивного электронного учебника обязано быть более развернутым, в отличии от просто определения электронного учебника.
Интерактивным учебником является обучающая программная система, обладающая комплексным предназначением и способная обеспечить непрерывный и полный дидактический цикла процесса обучения, а именно:
- Предоставить теоретический материал.
- Обеспечить тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний.
- Обеспечить информационно-поисковую деятельность.
- Обеспечить возможность математического и имитационного моделирования с компьютерной визуализацией и сервисными функциями при условии реализации интерактивной обратной связи.
Это означает, что на смену прежним моделям обучения придет современная модель, которая основана на следующих принципах:
- Центром технологии обучения является сам ученик.
- Сущность технологии состоит в развитии способностей ученика к самообучению.
- Ученики должны играть активную роль в ходе учебного процесса.
- Основанием учебной деятельности является сотрудничество.
Для того чтобы создать интерактивный учебник мало иметь в наличии традиционный хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертекст), богатым иллюстрационным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Интерактивный учебник обязан обеспечить максимальное облегчение понимания и запоминания (причем, активного, а не пассивного) самых существенных понятий, утверждений и примеров, привлекая к процессу обучения другие, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга.