Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономическая информационная модель

Информационная экономическая модель и ее задачи

Определение 1

Информационная экономическая модель - формализованное отображение существующей экономической системы. Поскольку управление экономикой часто связано с воздействием на организационные структуры, такие модели часто называют экономико-организационными.

Задача информационных моделей в системе управления предприятия состоит в подготовке данных, необходимых для принятия управленческих решений. В связи с этим информационные модели, часть из которых будет рассмотрена ниже, представляют собой системы базовых показателей, отражающих наиболее важные аспекты работы компании. Все модели объединяет то, что они исследуют причинно-следственные связи между воздействующими факторами и конечным результатом.

Замечание 1

Несмотря на возрастающее значение в экономических моделях нефинансовых индикаторов, ключевую роль в управлении организациями играют именно финансовые показатели. При отрицательных финансовых результатах достижение нефинансовых целей нецелесообразно, по крайней мере в долгосрочной перспективе.

Экономические модели как системы мониторинга

Для управления предприятием необходима актуальная информация обо всех аспектах его деятельности, поэтому в компаниях создаются мониторинговые системы. Основным отличием между системами мониторинга являются используемые показатели. В связи с этим информационные экономические модели можно разделить на группы.

Модели одного показателя.

В таких моделях в качестве критерия экономической эффективности могут быть выбраны:

  • прибыль;
  • безубыточность;
  • рентабельность (капитала, активов, инвестиций);
  • добавленная стоимость;
  • денежный поток (чистый, дисконтированный);
  • чистая прибыль на одну акцию;
  • рентабельность чистых активов;
  • отношение цены акции и чистой прибыли;
  • отношение рыночной и балансовой стоимости акций;
  • совокупная акционерная доходность и т.п.
«Экономическая информационная модель» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли к тому или иному виду затраченного ресурса и характеризуют рентабельность. Недостатком такого подхода является то, что для управления сравнительно крупным предприятием необходимо отслеживать большее количество факторов.

Модели с несколькими показателями.

В моделях этой группы используются коэффициенты, применяемые для финансового анализа. Они рассчитываются на основе бухгалтерской отчетности и оценивают:

  • рентабельность (прибыль);
  • деловую активность;
  • ликвидность;
  • финансовую устойчивость и платежеспособность;
  • положение акций компании на рынке ценных бумаг;
  • риски.

В разных методиках количество коэффициентов может составлять от десятка до нескольких сотен. Наиболее распространенными считаются:

  • рентабельность собственного капитала и активов;
  • рыночная стоимость предприятия;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
  • доля собственных оборотных средств.

Модели на основе бюджетирования.

Эта группа моделей включает в себя наиболее комплексные инструменты. Они исходят из того, что бюджетирование затрагивает управление компанией во всех аспектах и охватывает:

  • планирование, организацию, учет, контроль, анализ (все управленческие функции);
  • центры финансовой ответственности (подразделения предприятия, отвечающие за экономическую деятельность);
  • управленческий и внутренний финансовый учет (информационные потоки).

Система сбалансированных показателей.

В эту группу объединены информационные модели, включающие, помимо финансовых, дополнительные показатели. Одной из таких методик является система сбалансированных показателей (ССП), разработанная гарвардскимми экономистами Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом.

Роберт Каплан и Дэвид Нортон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Роберт Каплан и Дэвид Нортон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

ССП оценивает эффективность предприятия, опираясь на 20–25 индикаторов, объединенных по 4 группам (в скобках дано количество индикаторов):

  • финансы (5);
  • клиенты (5);
  • бизнес-процессы (8-10);
  • обучение и рост (5).

Каждое из перечисленных направлений ориентировано на определенную группу пользователей. Такая система позволяет определить стратегические цели и план оперативной деятельности.

Экономические модели как инструменты управления предприятиями

Помимо систем мониторинга, информационные модели применяются для воздействия на экономические структуры. Рассмотрим несколько примеров.

Панель управления «Tableau de Bord».

Эта модель разработана во Франции в 1930-х гг. Она используется для выбора, документирования и интерпретации финансовых и нефинансовых показателей, объединяемых причинно-следственными связями. Показатели отображают состояние управляемых сфер бизнеса. В целом рассматриваемая панель содержит около тридцати индикаторов. Они делятся на целевые и функциональные. При этом чем выше уровень менеджмента, тем больше финансовых показателей используется в процессе принятии решений.

Tableau de Bord объединяет стратегические и операционные показатели, обеспечивая вертикальные связи и делегацию ответственности на каждом уровне иерархии.

Показатели системы Tableau de Bord. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Показатели системы Tableau de Bord. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модель EFQM.

Данная модель разработана Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM). Она направлена на оценку сильных сторон бизнеса и определение дальнейших направлений деятельности, а также необходимых улучшений. В состав модели EFQM входят девять блоков.

Управление предприятием ведется на основании оценки пяти ресурсных блоков:

  • руководство;
  • персонал;
  • политика и стратегия;
  • сотрудничество и ресурсы;
  • процессы.

Результирующие блоки показателей:

  • оценка деятельности персонала;
  • оценка взаимодействия с покупателями;
  • социальные результаты;
  • ключевые показатели эффективности.

EFQM ориентируется не только на экономический, но и на социальный результат, поэтому данная модель нашла применение не только в частных, но и в правительственных и общественных организациях.

Призма эффективности.

Призма эффективности (The Performance Prism) позволяет:

  • выявить цели деятельности компании;
  • установить критерии их достижения;
  • обеспечить реализацию разработанной стратегии.

Призма эффективности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Призма эффективности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В этой модели выделяют пять аспектов:

  1. удовлетворенность заинтересованной стороны;
  2. вклад заинтересованной стороны;
  3. стратегии, которые необходимо реализовать для удовлетворения заинтересованных сторон;
  4. процессы, необходимые для внедрения этих стратегий;
  5. возможности, необходимые для организации и усиления этих процессов.
Дата написания статьи: 18.02.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot