Игры являются эффективной формой обучения при преподавании информатики. Использование компьютеров делает этот педагогический инструмент еще более наглядным и интерактивным.
Игры при проведении уроков и внеклассных мероприятий
В процессе преподавания информатики можно использовать традиционные игровые формы:
- викторины,
- тематические вечера,
- встречи в формате КВН и т.п.
Педагоги-новаторы практикуют проведение на уроках командных игр в стиле интеллектуальных телепередач "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Своя игра", "Кто хочет стать миллионером".
В качестве примера можно привести сценарий игры "Путешествие в страну «Информатика»", составленный преподавателем Т. В. Королевой для проведения урока в 5-м классе. На нем обобщаются знания учеников по темам "Устройство ПК", "Графический редактор Paint", "Текстовый редактор Блокнот". Для проведения игры изготавливается "дорожная карта", кроссворд (по экземпляру каждому ученику), карточки с названиями клавиш, жетоны, а также файлы для выполнения упражнений в текстовом и графическом редакторах.
Ход урока представляет собой игровое перемещение по карте с посещением "остановок":
- "Клавиатурная" - 5 мин.;
- "Кроссвордная" - 5 мин.;
- "Сказочная" - 5 мин.;
- "Текстовая" - 8 – 10 мин.;
- "Художественная" - 17 – 19 мин.
На каждой "остановке" дети выполняют соответствующие задания: вспоминают назначение клавиш и клавиатурных сочетаний, разгадывают кроссворд, рассказывают сказки собственного сочинения о компьютерах, работают над файлами в редакторах "Блокнот" и Paint.
Игры как форма освоения разделов тематического плана
Многие разделы учебного плана по информатике можно проиллюстрировать игровыми ситуациями со сквозными персонажами. Это особенно актуально в младших классах, где изучение некоторых абстрактных тем может вызвать у детей затруднения. В отечественной практике используется "исполнитель Робик", с помощью которого учащимся 3-х классов демонстрируются примеры из темы "Алгоритмы".
Рисунок 1. Алгоритмы для Исполнителя Робика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Робик используется для выполнения серии усложняющихся задач. Их можно решать и без применения компьютера, на бумаге в клетку. Функционирование Робика формализовано строгим алгоритмом. Он перемещается в поле ограниченного размера (иногда на поле добавлены препятствия), совершая за один ход одно движение вверх, вниз, вправо или влево. Наличие забавных иллюстраций и адаптированного для детского восприятия текста позволяет третьеклассникам отвлечься от алгоритмических абстракций и представить себе задачу в виде приключений вымышленного существа.
Идея Робика получила развитие в форме компьютерной игровой среды программирования "Исполнитель Черепашка", где соответствующий персонаж действует по аналогичному алгоритму. Черепашка двигается попиксельно, алгоритмы ее движений можно записывать на специальном языке программирования и создавать на их основе достаточно сложные траектории.
Рисунок 2. Программа "Черепашка". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развивающие и развлекательные игры
В процессе преподавания информатики полезно использовать компьютер для развития познавательных и мыслительных навыков учеников. Это можно делать как на уроках в качестве небольшого развлечения, так и факультативно, в качестве дополнительных заданий для успевающих, или, напротив, отстающих детей. В любом случае компьютерные игры, тщательно подобранные педагогом, помогают школьникам увереннее овладеть компьютером.
Компьютерные игры можно разбить на категории:
- на развитие восприятия;
- на развитие внимания;
- на развитие воображения;
- на развитие мышления;
- на развитие памяти.
Широко распространены и могут быть найдены в Интернете всевозможные компьютерные пазлы, игры типа MEMO (на запоминание попарно открывающихся картинок), на поиск пар, сортировку по цветам и другим признакам, лабиринты, поиски отличий и т.п.
Следует отметить, что многие компьютерные игры являются лишь программной реализацией давно известных загадок и шарад, собранных, например, в таких книгах, как "Занимательная математика" Я. И. Перельмана, а также традиционных настольных игр, кроссвордов и т.п. Однако современная электронная форма позволяет быстрее понять условия задач, решать их в доступной, яркой форме.
Следует отметить, что существуют готовые подборки небольших компьютерных игр, помогающих детям осваивать информатику.
Рисунок 3. Игра из обучающего комплекта "Мир информатики". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При использовании компьютерных игр в учебном процессе преподавателю следует иметь в виду, что современные дети располагают домашними компьютерами и самостоятельно осваивают игровое ПО. Часто они пытаются запустить любимые игры на школьном оборудовании. Преподаватель должен, с одной стороны, проявлять принципиальность, не допуская появления на учебных компьютерах неуместных игр (со сценами насилия и т.п.). С другой стороны, следует по мере возможности влиять на процесс выбора школьниками игр: проводить семинары "Моя любимая игра", рекомендовать полезные с точки зрения учебного процесса программы, делать обзоры новинок игрового рынка и т.п.