Джарон Ланье родился 3 мая 1960 года. Известен как автор термина «виртуальная реальность», учёный в области биометрических технологий и визуализации данных.
Биография
Родился в г. Нью-Йорк (США).
В 13 лет Джарон Ланье поступил в Университет Нью-Мексико, в котором встречался с Томбо и Минским.
В 1975 году Ланье получил грант на исследование Национального научного фонда для изучения математической нотации, а в 1979 году – исследовательский грант на изучение обучающих видеосимуляторов.
С 1980 года Ланье занимается разработкой видеоигр.
В 1983 году становится разработчиком фирмы Atari, звукоинженером-композитором, участвует в разработке игры Moondust.
Ланье в 1984 году публикует статью о визуальном языке программирования в журнале Scientific American.
В этом же году Джарон Ланье вместе с бывшим коллегой Томасом Циммерманом по фирме Atari основывает компанию VPL Research (аббревиатура от «визуальные языки программирования»). Фирма заполучила контракт NASA на исследования в области «наглядной коммуникации». Фирма с максимальным годовым оборотом в 6 млн долларов в 1990 году обанкротилась.
В 1990-х годах Ланье преподает в Колумбийском университете, в школе искусств при Нью-Йоркском университете.
С 1997 по 2001 год Джарон Ланье является главным научным сотрудником проекта «Интернет2».
С 2001 по 2004 год Ланье является научным консультантом Silicon Graphics.
С начала 2000-х годов при исследовании проблем баз данных, Ланье приходит к выводу, что необходима специфическая визуализация сложных моделей, например, виртуальные города, полученные проецированием данных на трёхмерное пространство.
С 2006 по 2009 год Ланье является сотрудником компании Microsoft Research, работает над проектом Kinect.
В 2010 году Джарона Ланье включили в список ста самых влиятельных людей года – Time 100.
Технологическая деятельность
Имя Ланье часто ассоциируется с исследованием виртуальной реальности. Он придумал и популяризировал термин «виртуальная реальность» и в начале 1980-х годов основал компанию VPL Research – первую компанию по продаже продуктов виртуальной реальности. В конце 1980-х годов Ланье возглавил команду, которая разработала первые реализации многолюдных виртуальных миров с использованием носимых дисплеев, а также первые «аватары» или представления пользователей в таких системах.
Во время VPL Ланье совместно со своими коллегами разработал первые реализации приложений виртуальной реальности в хирургическом моделировании, прототип салона автомобиля, виртуальные наборы для производства телевизионной продукции и других областей. Он возглавил команду, которая разработала первую широко используемую программную архитектуру платформы для погружения приложений виртуальной реальности.
Научная деятельность
Сфера научных интересов Джарон Ланье включает в себя использование виртуальной реальности в качестве инструмента исследования в когнитивной науке, биометрических информационных архитектур, экспериментальных пользовательских интерфейсов, гетерогенном научном моделировании, современных информационных системах для медицины и вычислительных подходах к основам физики. Джарон Ланье сотрудничает с широким кругом ученых в областях, связанных с этими интересами.
Научные публикации
- В 2006 году Ланье написал эссе «Цифровой маоизм: опасность нового онлайн-коллективизма», которое впоследствии стало довольно популярным.
- В 2009 году опубликована книга «Вы не гаджет: манифест».
- В 2013 году Ланье написал книгу «Кто владеет будущим?».