Графический редактор - компьютерная программа для создания изображений, которые затем могут быть сохранены в виде файлов, опубликованы в компьютерных сетях или распечатаны на бумаге.
Определение и классификация графических редакторов
Графические редакторы по принципу создания изображения делятся на:
- растровые: реализуют концепцию bitmap, когда изображение раскладывается на матрицу точек (пикселей), каждая из которых характеризуется координатами на плоскости и цветом;
- векторные: изображение представляет собой совокупность контуров и кривых, описываемых математическими формулами.
Растровые редакторы наиболее пригодны для обработки реалистичных изображений. Информация в них теряется при трансформациях и сжатии алгоритмами сохранения файлов, что может привести к визуальным искажениям. Векторные редакторы используются там, где элементы изображения обладают четкими геометрическими характеристиками, например, при создании схем, диаграмм, рекламной продукции и т.п.
По количеству отображаемых пространственных измерений:
- для создания плоских изображений;
- для создания объемных изображений (3D).
По принципу дистрибуции:
- распространяемые под свободной лицензией;
- распространяемые на коммерческой основе.
Среди коммерческих редакторов наиболее популярна продукция корпорации Adobe. Для создания растровых изображений предназначен Adobe Photoshop, для векторных - Adobe Illustrator. Существенную долю рынка занимает также продукция компании Corel (векторный редактор Corel Draw).
Среди свободно распространяемых наиболее стабильные проекты GIMP (растровый редактор) и Inkscape (векторный). Пользователям системы Windows бесплатно предоставляется растровый редактор Paint, обладающий ограниченными возможностями.
Следует отметить, что за долгие годы развития графических редакторов их пользовательские интерфейсы унифицировались. Это дает возможность приступить к освоению компьютерной графики, начав с бесплатных продуктов, а затем при необходимости приобретать коммерческие: пункты меню и кнопки выносных панелей расположены в разных приложениях, предназначенных для обработки изображений, сходным образом.
Основы работы с растровыми редакторами на примере GIMP
GIMP развивается с 1995 г. Изначально он был предназначен для Linux, но затем был портирован на другие ОС, в частности доступна версия для Windows.
Пользовательский интерфейс этого редактора состоит из главного окна и двух плавающих панелей. Этим он напоминает коммерческие приложения, такие как Adobe Photoshop.
Рисунок 1. Пользовательский интерфейс GIMP. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В верхней части главного окна размещено стандартное меню с пунктами:
- файл: создание, открытие, сохранение, импорт, экспорт графических файлов; поддерживается широкая номенклатура форматов, которые GIMP может распознать и открыть; изображение также может быть создано из содержимого буфера обмена и из адреса картинки, размещенной в Интернете;
- правка: выделение областей, копирование, вырезание, вставка и т.д;
- вид: масштабирование изображения для удобства работы;
- изображение: изменение размеров изображения и холста;
- слой: управление слоями изображения (создание, перемещение, видимость, удаление);
- цвет: управление цветовой кодировкой изображения (RGB, CMYK и др.), яркостью, контрастностью и т.п.;
- инструменты: управление свойствами инструментов плавающих панелей;
- фильтры: применение к изображению широкого спектра фильтров и эффектов;
- окна: переключение между окнами приложения, если одновременно обрабатывается несколько файлов;
- справка: переход на сайт с обучающими материалами и документацией.
Плавающая панель инструментов (как правило, находится слева) позволяет быстро выбирать наиболее часто используемые возможности: выбор объектов, выделение областей (прямоугольное, овальное, полигональное, по цвету), трансформация выделенных областей (сдвиг, масштабирование, отображение), работа с текстом, заливка цветом и градиентом, проведение произвольных линий ("карандашом", "кистью", "пульверизатором"), стирание, размывание и другие.
Вторая плавающая панель (обычно находится справа) содержит вкладки:
- "Слои": реализует общепринятую в современных графических редакторах концепцию слоев, которые можно представить себе как сложенные в стопку прозрачные кальки, каждая из которых содержит свою часть изображения;
- "Каналы": цвета в компьютерной графике состоят из элементарных компонент, например в кодировке RGB это красный, зеленый и синий; на вкладке "Каналы" можно работать с каждой цветовой составляющей по отдельности, а также создавать произвольные каналы;
- "Контуры": работа с линиями, описываемыми математическими формулами, как в векторных редакторах; следует отметить, что информация о контурах в файлах, предназначенных для публикации (JPEG, PNG, TIFF) не сохраняется; контуры в конечном итоге преобразуются в bitmap;
- "Отменить": эта вкладка содержит историю редактирования файла, благодаря чему можно вернуться к предыдущим состояниям и скорректировать процесс создания изображения.
Основы работы с векторными редакторами на примере Inkscape
Inkscape разрабатывается с 1999 г. Его современный пользовательский интерфейс напоминает коммерческие приложения, такие как Adobe Illustrator. В верхней части меню находятся главное меню и контекстные инструменты (их состав зависит от выполняемой в данный момент операции). Состав пунктов меню довольно типичен для графических редакторов. Слева размещена неподвижная вертикальная панель инструментов.
Рисунок 2. Пользовательский интерфейс Inkscape. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее часто используются:
- курсор для выделения объектов;
- курсор для работы с узлами кривых Безье;
- масштабирование;
- рисование прямоугольников и овалов;
- рисование произвольных контуров;
- работа с текстом.
В правой части окна размещаются дополнительные инструменты, а также при работе с некоторыми пунктами меню ("Выравнивание объектов", "Обводка и заливка" и т.п.) могут появляться дополнительные вкладки со свойствами. Их можно сворачивать и разворачивать в зависимости от наличия свободного места на экране.
В нижней части окна Inkscape имеется горизонтальная паллета для выбора цветов заливки объектов и контуров.