Автоматизированная система управления предприятием (сокращённо АСУП или просто АСУ) — совокупность кадровых, аппаратных и программных средств, предназначенных для управления технологическими процессами производства и их организации. При этом за человеком сохраняются некоторые целеполагающие функции или те, что не поддаются автоматизации. АСУ призваны повысить эффективность производства и качество продукции за счет применения информационных технологий.
История автоматизированных систем управления
Разработка АСУ являлась самобытной отраслью советской информатики. Она активно развивалась в СССР и социалистических странах в 1950-1980-х гг. Концепция АСУ базировалась на отечественной теоретической основе, слабо пересекавшейся с информационными изысканиями Запада в эпоху Холодной войны.
Разработка первых советских АСУ началась с наступлением политической "оттепели", следствием которой стал отказ от реакционных взглядов руководства страны на информатику (в частности кибернетику). У истоков теории и практики построения советских АСУ стояли А.И. Китов, В.М. Глушков. Со временем в стране возникло множество институтов, занимавшихся проблемами информатизации производства. Передовые принципы автоматизации управления предприятиями закреплялись в государственных стандартах (ГОСТах).
Со временем теоретические разработки в области АСУ привели к появлению проекта Общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС), подразумевавшего взаимодействие между информационными системами отдельных предприятий.
Рисунок 1. Схема системы ОГАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стандарт разработки АСУ
Процесс проектирования и создания АСУ для конкретного предприятия регулируется отечественным ГОСТ 34.601-90 и включает в себя:
- формирование требований;
- разработка концепции;
- составление техническое задания;
- создание эскизного проекта;
- создание технического проекта;
- подготовка рабочей документации;
- ввод в действие;
- сопровождение.
Классификация структур АСУ
По структуре АСУ делятся на следующие типы:
- децентрализованные: применялись для автоматизации независимых с технологической точки зрения объектов управления;
- централизованные: для АСУ этого типа подразумевается осуществление всех процессов управления из единого центра, осуществляющего сбор и обработку данных на основе заложенных критериев; результатом этой работы становится выработка управляющих сигналов;
- централизованная рассредоточенная: отличается от централизованной тем, что дополнительно каждый локальный элемент системы в случае необходимости взаимодействует со смежными самостоятельно;
- иерархическая: задачи, решаемые системой, делятся на уровни; на вышестоящий уровень передается не вся информация, а только соответствующая определенным критериям; остальные сигналы обрабатываются не покидая рамок своего уровня.
Современное состояние концепции АСУ
В годы Холодной войны СССР пошел по пути создания централизованных систем с единым координационным центром. США и Великобритания, напротив, сосредоточились на создании децентрализованных сетей с коммутируемыми пакетами. Это решение было менее уязвимым с военной точки зрения (при повреждении части сети система продолжала функционировать по альтернативным автоматически выбираемым каналам), а также разрозненным автономным узлам, организованные при научных, образовательных, государственных учреждениях и корпорациях, свободно обмениваться информацией, что способствовало развитию всех участников. Так появилась сеть ARPANET, ставшая базисом для развития Интернета.
Недостатком советского подхода стала необходимость согласования решений "на верху", что приводило к бюрократическим пробуксовкам. Несмотря на то, что специалисты информационных ведомств СССР создали в рамках своего сообщества демократичную и инновационную атмосферу, основные рычаги управления развитием отрасли оставались в руках консервативных, подчиненных партаппарату министерств. Это привело к ухудшению взаимодействия между информационными системами предприятий и организаций и сдерживало их развитие.
Политические и экономические реформы времен Перестройки, потребности интегрирования отечественной экономики в мировую привели к отказу от отечественных наработок в области информатики. Страна влилась во всеобщий процесс информатизации и стандарты АСУ были вытеснены западными концепциями автоматизации производства, которые можно систематизировать следующим образом:
Рисунок 2. Пример современной иерархии систем автоматизированного управления предприятием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- системы планирования ресурсов (ERP, Enterprise Resource Planning) ориентированы на оптимизацию кадровых, финансовых, сырьевых, энергетических активов;
- системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, Customer Relationship Management) предназначены для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками, в первую очередь для повышения уровня продаж;
- системы управления производственными процессами (MES, Manufacturing Execution System) ориентированы на решение задач координации, синхронизации, анализа и оптимизации производства продукции;
- системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADA, Supervisory Control And Data Acquisition) предназначены для обеспечения работы в реальном времени систем сбора, обработки, отображения и архивирования информации о производственных объектах, таких как станки и прочее оборудование, действующее в автоматическом или полуавтоматическом режиме.