Автоматизированная система управления дорожным движением — это совокупность программных, технических средств, а также систем и мероприятий, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, уменьшение транспортных заторов, улучшение параметров уличной и дорожной сети и улучшение экологической обстановки.
Введение
Современную интенсивность дорожного движения нельзя сравнивать с той, что была еще каких-нибудь пятьдесят лет назад. Наличие огромного дорожного трафика в городах предполагает обновленный подход к управлению дорогами и движением. Для этого и была создана АСУДД, то есть, Автоматизированная Система Управления Дорожным Движением. Ее следует изучать как целостно, так и при учете отдельных элементов, которые в синхронизированном режиме способны собирать и передавать информацию о состоянии дорог, трафике и даже погодных условиях.
В течение последних лет в разных городах Российской Федерации осуществляется внедрение различных элементов АСУДД. Это позволяет уменьшить риски человеческих ошибок и оптимизировать процессы управления движения в целом. Стоимость установки системы может полностью окупиться за счет отсутствия необходимости подключения дополнительных аналитических отделов, а основным достоинством внедрения и проектирования АСУДД может считаться улучшение городской инфраструктуры.
Автоматизированная система управления дорожным движением.
АСУДД является многокомпонентной системой, состоящей как из программного, так и аппаратного обеспечения. Осуществляется сбор и анализ информации о дорожном движении (или используются для своей работы данные, которые передаются от другого элемента общей системы). В зависимости от поэлементного состава такой системы, она способна исполнять самые разные функции.
К числу главных задач АСУДД следует отнести:
- Осуществление мониторинга текущих погодных условий в конкретных местах расположения и удаленно.
- Осуществление контроля качества дорожного покрытия в местах расположения комплекса.
- Возможность управления дополнительными инфраструктурными элементами территории, такими как, распыление химических составов при неблагоприятных погодных условиях, включение и выключение освещения или разного рода информационных табло в вечернее время.
- Возможность постоянного обмена информацией и выгрузки аналитических данных на удаленный сервер или в облако в автоматическом режиме.
- Возможность передачи визуализированной информации в реальном масштабе времени. Эта возможность применяется для видео-общения с контрольным пунктом и оператором.
- Возможность прогнозировать дорожную ситуацию при учете уже полученной за некоторый отрезок времени информации.
Состав системы может варьироваться, но к главным ее элементам следует отнести устройства для измерения метеоусловий, программное обеспечение, которое контролирует работу аппаратуры, непосредственные контроллеры, предназначенные для сбора информации на дорогах, а также дополнительные табло.
Первоначально главной задачей комплекса АСУДД являлось просто осуществление видеонаблюдения за трафиком на местах. Информационные данные, которые были собраны видеокамерами, пересылались операторам для последующей реализации ручного контроля и управления. Дополнительное развитие системы предоставило возможность добавления дополнительных контроллеров, сбора четких и более информативных данных и даже позволило осуществлять различные меры непосредственно на дороге (к примеру, для реализации управления светофорами на основе полученных данных от системы видеонаблюдения).
Система АСУДД идеально адаптирована для работы в условиях активного трафика и для возможности синхронизировать все составляющие элементы. К примеру, применяемые камеры для фото и видео фиксации текущего дорожного движения способны работать в сложных климатических условиях и недостаточном уровне освещения, они способны в автоматическом режиме передавать информацию и фиксировать скорость, а также плотность транспортных потоков. Когда совместно с системой видеонаблюдения в рамках АСУДД применяется программный и аппаратный комплекс, предназначенный для автоматического управления светофорами, то их работа может изменяться в зависимости от полученных от элемента видеонаблюдения данных.
Элемент метеорологического анализа, например, способен выполнять сбор данных о состоянии дорог и погодных условиях не только для того, чтобы корректировать работу светофоров, но и для того, чтобы информировать участников дорожного движения. Это может быть легко реализовано при наличии информационного табло, которое является системой АСУДД.
Программный и аппаратный комплекс должен формироваться и проектироваться в зависимости от различных факторов, начиная от интенсивности трафика, и заканчивая местоположением транспортных развязок.
Главной задачей автоматической системы управления работой светофорного объекта является снижение потерь времени участниками дорожного движения и непрерывная оптимизация работы светофора на основе собранной совокупности аналитических данных. Особенно важной является работа подобного светофора на перекрестке, когда заранее фактически нельзя определить оптимальную длительность фаз.
Данный элемент АСУДД в автоматическом режиме управляет:
- временем работы одной фазы светофора,
- длительностью всего цикла (из двух или трех цветов),
- сдвигом (максимальный размер и длительность), который является актуальным параметром в случае наличия нескольких удаленных элементов для управления светофорами для их совместной работы.
Обязательным элементом каждой АСУДД является детектор транспорта и трафика. Он в режиме реального времени способен передавать в систему управления светофорными объектами информацию о трафике. Сама система выполняет анализ полученных данных, и по заданному заранее алгоритму оптимизирует условия для работы светофора и улучшает трафик.