Виртуальная корпорация — это временная кооперация на добровольной основе нескольких независимых компаний-партнёров, которая обеспечивает благодаря оптимальной организации системы производства благ существенные выгоды клиентам.
Введение
Действительность, которая в прошлом окружала компании, была в основном стабильная и предсказуемая. Реалии сегодняшнего дня несколько иные – во внешней среде постоянно появляются различные сдвиги и изменения. Они порождают, с одной стороны, значительный потенциал развития для одних компаний, а с другой стороны, - становятся фатальными для других. Мир стал хаотичным и назвать его предсказуемым в современных условиях уже нельзя. Информационные объёмы, которые присутствуют в мировом сообществе, возрастают в два раза каждые пять лет, многие рынки перенасыщены, а конкурентная борьба приобретает гигантские формы.
Компании, чтобы не разориться, вынуждены реагировать на эти вызовы должным образом. Многие изменения вызваны появлением новых информационных технологий, при помощи которых появилась возможность обрабатывать огромные информационные объёмы, что ведёт к глобализации экономических отношений и росту скорости изменений в окружении компаний. В таких условиях вопросы защиты и поиска своих покупателей, необходимого реагирования на колебания рынка, проблематика самообучения и реорганизации превращается в большую проблему. Реакцией на эти изменения является поиск компаниями и другими организациями новых форматов управления. На базе сегодняшнего уровня информационных технологий разрабатываются системы преобразования существующих компаний и кардинально новые виды компаний, именуемые виртуальными. Появился и новый тип продукции, которая называется также виртуальной. Такая продукция, как и услуги, создаётся на основе последних достижений в сфере информационной обработки и прогресса производственных систем. Производство подобных товаров будет доступно в любое время, во всех местах и в огромном числе вариантов моделей и форм. Идеальным виртуальным продуктом является такой продукт, который выпускается моментально и для конкретных целей, по запросу заказчика. Общим моментом такой продукции считается то, что потребитель её оплачивает сразу.
Виртуальные корпорации
Понятие виртуальной корпорации, зародившееся в дискуссиях футуристов, преобразовалось в реальность для управленческих теоретиков и сегодня стало экономической потребностью для людского сообщества. Виртуальная корпорация является сообществом функциональных партнёров, которые управляют проектированием, производством и осуществлением реализации продуктов и услуг, используют современные информационные технологии. То есть, под виртуальной корпорацией понимается организация, сформированная для осуществления каких-либо работ, или, чтобы реализовать возникающие потребности. Это даёт возможность избежать постоянных коррекций в структуре компании и при этом использовать появившиеся возможности.
Виртуальной корпорацией является временный формат кооперации на добровольной основе нескольких, обычно независимых, партнёров, которыми могут быть предприятия, институты, частные лица. Виртуальная корпорация благодаря оптимизации производственной системы благ обеспечивает значительную выгоду клиентам. На основе общих представлений о хозяйственном процессе и непреложной культуре доверия, партнёры по кооперации вместе применяют свои главные компетенции в виде ресурсов и возможностей с целью достижения итогового результата при меньших финансовых затратах, быстрее, гибче и с обладанием конкурентными преимуществами в глобальном масштабе.
С позиций клиента виртуальная корпорация считается единым предприятием, использующим возможности передовых информационных и коммуникационных технологий. Виртуальная корпорация объединяет в электронном формате ресурсы разного вида, а именно:
- Финансовые ресурсы.
- Технологические ресурсы.
- Людские интеллектуальные ресурсы.
Целью этого объединения ресурсов является выполнение усложнённых уникальных проектов, создание товаров мирового уровня и максимального удовлетворения потребностей клиентов. Виртуальная корпорация содействует разрешению следующих глобальных проблем рыночной экономики:
- Привлечение финансовых средств для реализации уникальных проектов или распределение процессов бизнеса, ведущих к повышению конкурентоспособности товаров.
- Распределение рисков при реализации инвестиционного проекта.
Структура виртуальных корпораций
Для виртуальной корпорации содержательная структура считается более важным элементом, чем непосредственно содержание. Поскольку оптимальное формирование гибкой и прогрессирующей структуры должно предполагать способность структуры к самостоятельной реорганизации для решения разнообразных задач. Виртуальная корпорация формируется из разных компаний на основе контрактов, не обладает общей юридической организационной структурой, но зато имеет общую коммуникационную и информационную структуру, которая гарантирует объединение усилий партнёров при реализации выбранного проекта.
Структурная организация виртуальной корпорации даёт возможность фирмам отказаться от малоэффективных или малоприбыльных участков работы, передачей их другим фирмам, и сконцентрироваться на тех аспектах, которые соответствуют их главной компетенции. Виртуальные корпорации осень часто подписывают контракты с внешними компаниями для того, чтобы воспользоваться преимуществами мелких фирм, их гибкостью и адаптивностью. Внешних договоров заключается настолько много, что они превращаются в каркас или «зонт» корпорации. Это и является её базовым качеством, а именно, широкой распространённостью в пространственном и временном диапазоне. Иногда получается, что виртуальная корпорация благодаря использованию передовых информационных и телекоммуникационных технологий приобретают мировую известность.