Широкополосный доступ — это подключение к Сети по каналу, способному передавать данные со скоростью, превышающей максимально возможную при использовании модема и телефонной сети общего пользования.
Широкополосная связь
Широкополосная связь с самолётами не сегодняшний день может быть организована следующими способами:
- При помощи сети наземных базовых станций.
- При помощи спутниковых каналов связи диапазона частот L.
- При помощи спутниковых каналов связи диапазона частот Ku.
- При помощи спутниковых каналов связи диапазона частот Ka.
Первый метод может быть исключён из рассмотрения, так как он может быть реализован исключительно на суше, а также на основании того факта, что большое количество коммерчески привлекательных для услуги широкополосного доступа воздушных трасс проложено над безлюдными районами. Финансовые вложения на формирование сети вышек, подобной сети вышек на территории Соединённых Штатов системы Gogo Inflight Internet, могут быть весьма значительными и в таких районах однозначно не покроются доходами от будущей услуги. Необходимо отметить, что с технической точки зрения возможна комбинация первого способа с третьим или четвертым, однако такие решения пока ещё находятся в ранних стадиях разработки и/или тестирования.
Достоинством второго способа может считаться тот факт, что работа в L-диапазоне обеспечивается орбитальной группировкой и наземной инфраструктурой глобального масштаба, а также международного и межгосударственного статуса системы Inmarsat. Это предоставляет авиакомпаниям возможность манёвра авиационным парком при переназначениях воздушных судов на другие маршруты без учёта рабочих зон космических аппаратов. Главным недостатком второго метода в сравнении с третьим считается ограниченная в настоящее время по скорости передачи данных пропускная способность спутниковых каналов связи (примерно в двадцать раз меньше), что существенно удорожает услугу и может ограничить число обращений пассажиров за услугами связи на борту авиалайнера. По этой причине данный способ также следует исключить из рассмотрения.
Система широкополосного доступа на борту самолета
Самым коммерчески привлекательным является третий способ, имеющий высокие скорости передачи данных и сравнительно дешевый трафик. Но крайне важным может считаться то обстоятельство, что для Ku-диапазона имеется непосредственная зависимость качества и бесперебойности предоставления услуг связи на борту авиалайнера от организационных и технических возможностей наземных оператора связи, от масштабов их наземных сетей, географического местоположения наземных хабов, от состава и технического оснащения применяемых оператором космических спутников, их энергетических параметров, размеров географического охвата воздушного пространства и площадей земной поверхности рабочими зонами антенн космических спутников. Наличие зависимости от данных факторов способно сковать авиакомпании при переназначении авиалайнеров на другие маршруты, когда воздушное судно оснащено станциями типа VSAT с терминальным оборудованием определённого производителя и одновременно привязано к услугам какого-либо наземного оператора (с хабами от производителя терминального оборудования борта).
Необходимо заметить, что для территории и воздушного пространства России основным с позиций гарантирования законности использования бортовых радио - электронных систем Ku-диапазона при условии обеспечения требований и параметров маршрутизации трафика через российские наземные узловые станции (хабы) является факт наличия национального наземного оператора фиксированной спутниковой связи, который способен гарантировать связь в Ku-диапазоне.
Сегодня на рынке существуют следующие решения указанной задачи с применением спутниковых каналов связи:
- Global Communications Suite корпорации Panasonic Avionics Corp. из США.
- Yonder Mobile Broadband Service фирмы ViaSat Inc. из США.
- In-Flight Broadband также американской корпорации Row44, Inc.
Анонсирован помимо этого также четвёртый метод широкополосной связи с воздушными судами, который базируется на использовании спутниковых каналов Ka-диапазона. Но на сегодняшний день осуществлённых технических реализаций на рынке не представлено и наблюдается дефицит спутников, которые работают в Ka-диапазоне, хотя пара компаний уже объявила о своих намерениях использовать Ka-диапазон для нужд широкополосного доступа на борту воздушных судов, а именно:
- Yonder Mobile Broadband Service в Ka-диапазоне фирмы из США ViaSat Inc. (начиная с 2012 г.), техническая средства решения этой проблемы уже проходят тестирование на авиалайнерах JetBlue Airways и в военной авиации.
- SwiftBroadband в Ka-диапазоне английской корпорации Inmarsat PLC. (начиная с 2015 г.).
Все представленные решения реализуются по приведённому ниже принципу.
Рисунок 1. Принцип связи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В осуществлении решения для коммерческих авиалиний принимают участие разработчик решения, то есть, фирма-производитель оборудования спутниковой связи для воздушных судов, и уполномоченный производителем глобальный оператор связи, являющийся первичным дилером решения. Иногда по требованию национального законодательства государства, в воздушном пространстве которого предоставляются услуги, включая Россию, оператором спутниковой связи должен быть национальный оператор спутниковой связи.
Решение Global Communications Suite считается самым комплексным из всех решений, известных на рынке. Как решение в общем, так и его отдельные элементы применяются большим количеством авиакомпаний по всему миру уже на нескольких сотнях авиалайнеров. Данное решение получило сертификацию для лайнеров производства Airbus, Boeing и некоторых других авиакомпаний. Оператором спутниковой связи для данного решения является корпорация MTN Satellite Communications, которая считается ведущим мировым оператором услуг межконтинентальной спутниковой связи и соответствующих сервисов.