Автоматизация информационных процессов
Необходимость автоматизации информационных процессов вызвана возрастанием объемов информации в информационной системе (ИС) организаций, потребностью в ускорении и применением более сложных способов ее обработки.
Неавтоматизированные (бумажные) системы характеризуются простотой организации и установки, простотой понимания и освоения, гибкостью и способностью к адаптации для соответствия предметной деятельности, не требуют технических навыков.
Автоматизация информационных процессов проводится с целью повышения производительности и эффективности труда работающих, улучшения качества информационных услуг и продукции, повышения сервиса и оперативности обслуживания клиентов. Автоматизация основана на использовании средств компьютерной техники и необходимого программного обеспечения.
Основные задачи автоматизации информационных процессов состоят в:
- устранении рутинных операций;
- сокращении трудозатрат при выполнении традиционных информационных процессов и операций;
- увеличении скорости выполнения процессов обработки и преобразования информации;
- обеспечении большей оперативности и качества обслуживания клиентов;
- предоставлении больших возможностей проведения статистического анализа и повышении точности учетно-отчетной информации;
- предоставлении больших возможностей организации и эффективного использования информационных ресурсов за счет применения информационных технологий;
- модернизации или полной замены элементов традиционных технологий;
- облегчении возможностей широкого обмена информацией, участии в различных проектах, которые способствуют развитию, интеграции и т.п.
Автоматизированная система (АС) – это система, которая состоит из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности и реализует автоматизированную технологию выполнения установленных функций.
Разновидностью автоматизированных систем являются информационные системы (ИС), которые предназначены для хранения, обеспечения эффективного поиска и передачи информации соответственно запросам.
Автоматизированная информационная система (АИС) – область информатизации, технология и механизм, эффективное средство обработки, хранения, поиска и предоставления информации пользователю.
АИС является совокупностью функциональных подсистем сбора, введения, обработки, хранения, поиска и распространения информации.
Информация АИС хранится в базе данных.
База данных – это совокупность однородных данных, которые размещаются в таблицах и отображает состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.
Информационными процессами в БД управляют с помощью систем управления базами данных (СУБД).
Автоматизированная информационная система (АИС) является совокупностью аппаратных и программных средств, которые выполняют операции хранения, управления данными и информацией и выполняют вычисления.
АИС позволяют хранить информацию, обеспечивают эффективный поиск и передачу информации согласно запросам для наиболее качественного удовлетворения информационных запросов большого количества пользователей.
Типы АИС
Выделяется 4 типа АИС:
- АИС, которые охватывают один процесс (операцию) в рамках одной организации;
- АИС, которые объединяют несколько процессов в рамках одной организации;
- АИС, обеспечивающие функционирование одного процесса в рамках нескольких организаций, которые взаимодействуют между собой;
- АИС, реализующие работу нескольких процессов в рамках нескольких организаций.
Наиболее распространенные и перспективные АИС:
- фактографические;
- документальные;
- экспертные;
- гипертекстовые.
Для обеспечения работы АИС создаются специальные рабочие места, которые называют автоматизированным рабочим местом (АРМ).
Автоматизированное рабочее место – комплекс средств, устройств и мебели, которые предназначены для решения разных информационных задач.
АИС можно определить как комплекс автоматизированных информационных технологий, которые составляют информационную систему, предназначенную для информационного обслуживания потребителей.
АИС могут быть простыми (в виде элементарных справочных систем) и сложными (экспертные и др. системы, которые предоставляют прогностические решения).
В АИС информация хранится:
-
на физическом уровне:
- на внешних накопителях;
- на встроенных устройствах памяти (RAM);
- на дисках;
-
на программном уровне:
- в СУБД;
- в файловой системе ОС;
- в системах хранения мультимедиа, документов и т. д.
Таким образом, с помощью современных АИС стало возможным повышение производительности работы всего персонала; улучшение качества обслуживания клиентской базы; снижение напряженности и трудоемкости труда персонала, а также минимизирование количества ошибок в его действиях.
Современная АИС является совокупностью алгоритмических, технических (аппаратных), телекоммуникационных, математических средств, методов поиска и описания объектов программирования, сбора и хранения информации.