Информационное загрязнение: сущность понятия
Информационное пространство является продуктом деятельности всего человечества. В нём, помимо полезных данных, существуют информационные потоки дисгармоничной, хаотичной и разрушительной направленности, которые являются по своей сути загрязнением. Построенная каждой отдельной личностью психическая и психологическая модель мира, содержит в себе две составляющие:
- Понятия.
- Образы.
Иногда, информация выдаётся в такой форме организации, что эти составные части не согласуются друг с другом. Как следствие, образный информационный формат делается доминирующим и мышление людей становится «клиповым». Разрушаются базовые конструктивные ценности людей. Стала появляться разного рода патологическая зависимость человека от информации. Скачкообразное возрастание не организованных и «загрязнённых» информационных потоков, проявляется как очень опасный фактор риска для психического и психологического здоровья человека. Информационная среда человеческого общества, это область деятельности людей, которая связана с выработкой, обработкой и использованием информационных данных. То есть, информационная среда является элементом сотворённого человеком окружающего мира, и она предопределяет форму информационной жизни людей в этом мире.
Информационная среда, сегодня, это взаимодействие техники и программного обеспечения, посредством которых сохраняется, обрабатывается и передаются информационные потоки.
Общеизвестно, что среда обитания очень существенно влияет на жизнь и деятельность людей и загрязнённость окружающей среды может привести к очень серьёзным проблемам в организме человека. Информационное пространство, это одна из частей общей среды обитания человечеств, поэтому к информационному пространству можно применять термины «загрязнённость» и «экология».
Относительно среды обитания человека, загрязнение понимается как характеристика гигиены внешнего пространства, которая определяется степенью концентрации в ней разных соединений и веществ, попавших в неё в виде отходов деятельности людей и угрожающих их здоровью. Сам термин «информационное загрязнение» появился в 2003 году и применил его относительно информатики Якоб Нильсен.
Изначально этот термин подразумевал заполнение (засорение) информационных каналов не востребованными, неподходящими и неверными информационными данными. Сегодня под информационным загрязнением понимается негармоничная, хаотическая, разрушительная информация, которая действует на людей главным образом через зрительные и слуховые органы.
С середины восьмидесятых годов прошлого века, когда начали появляться в массовом масштабе технологии компьютерной обработки данных, идёт ускоренная эволюция информационного пространства мирового сообщества. Новые возможности информационных технологий увеличивают доступность информации для людей, как потребителей информации, но есть и обратная сторона медали – они влияют и даже формируют моральные и этические ценности человека, его мировоззрение и отношение к другим людям. Сверхнасыщенное и неупорядоченное информационное пространство обязывает людей находиться в состоянии физической и психической (психологической) напряжённости, чтобы осмыслить, оценить, обработать и применить лавину принимаемой информации. Человеку необходимо приспособиться к новым реалиям. Необходимо, чтобы это приспособление развивало людей в общем и целом (как личность, индивидуума, в конце концов, как биологический вид), а не вело их к деградации.
Негативное воздействие информационного загрязнения
В социальной среде, информационное загрязнение можно сравнить по негативному воздействию с химическим, физическим и другими видами загрязнения окружающей человека среды. Воздействие информации сильно влияет на разные области жизни людей, их здоровье, свойства характера. Основными критериями психического здоровья человека, с точки зрения психологии, можно назвать:
- Субъективно отражаемые образы соответствуют действительным объектам и характер реакции на внешние раздражители соответствует этим раздражителям.
- Соответствие уровня зрелости возрасту человека.
- Способность приспосабливаться в различных социальных отношениях (с близкими людьми, коллегами по работе, друзьями).
- Способность самому управлять своим поведением, разумным планированием целевых жизненных установок.
Эти критерии говорят о здоровье человека, как личности, при нормальном его приспособлении к условиям окружающего пространства. В современных условиях новых технических и информационных реалий некоторые виды профессиональной и непрофессиональной деятельности человека взаимосвязаны с приёмом и обработкой информационных данных. С точки зрения информатики, работа человека в системе «люди-техника» и деятельность каждого из людей в сфере информационного пространства, очень похожи. По этой причине некоторые методы, применяемые в психологии, имеют общемировой характер и распространяются на жизнь всего мирового сообщества людей.
Понятийная составляющая видения человеком модели мирового устройства включает в себя названия предметов, объектов, субъектов, различных взаимоотношений. То есть всё то, что выражается при посредстве словесных определений. В психологической науке считается, что основу понятийного мышления составляет именно речь.
Образная составляющая моделирования мира человеком формируется из различных образов, как набора быстро изменяющихся (оперативных) картинок и сравнительно стабильных изображений, ситуационных образов, элементами которых выступают образы-цели, объектные образы и образы, фрагменты условий жизнедеятельности. Образы, насыщенные эмоциями, воспринимаются людьми как некая субъективная реальность, которая управляет активными действиями человека.