Государственные информационные системы для мониторинга энергоэффективности в РФ — это системы, предназначенные для работы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Необходимость мониторинга энергоэффективности
Контроль энергоэффективности в обобщённом смысле является регулярным сбором и анализом информации об уровне и динамике показателей энергоэффективности в конкретных организациях, в отраслях промышленности или на отдельных территориях. Мониторинг энергоэффективности считается особенно актуальной темой для Российской Федерации, так как уровень энергоэффективности народнохозяйственных объектов России в общем, а также отдельных его субъектов в частности, на сегодняшний день значительно ниже, чем в передовых государствах, а энергетическая ёмкость производства, при этом, существенно превышает их показатели. В сформировавшихся условиях следует перенимать существующий опыт зарубежных государств, в которых достигнуты отличные результаты в сфере эффективного применения энергетических ресурсов.
Попытки повысить энергоэффективность в промышленной сфере предпринимались много раз, этой проблеме посвящалось множество научных исследований и разработок. Но на практике усовершенствование системы управления энергопотреблением всегда реализовывалось не совсем правильно, и было похоже скорее на не скоординированные между собой частные решения. При этом решение проблемы энергоэффективности подразумевает комплексный подход. И мониторинг энергоэффективности может считаться ключевым компонентом в системе антикризисного управления промышленностью регионов.
Важным моментом на этом пути и непосредственным двигателем внедрения систем мониторинга энергоэффективности в Российской Федерации явилось принятие в 2009-ом году федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В соответствии с данным законом, информационное обеспечение мер по повышению энергоэффективности должно реализовываться, в частности, за счёт формирования государственной информационной системы (ГИС) в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Имеется ввиду, что такие ГИС предоставят возможность осуществления мониторинга энергоэффективности в регионах. Кроме того, закон предусматривает и обязательное формирование региональных программ энергоэффективности.
Государственные информационные системы для мониторинга энергоэффективности в РФ
На практике региональный мониторинг энергоэффективности выполняется с середины 2011 года с применением государственной информационной системы, которая была разработана Министерством энергетики Российской Федерации, Российским энергетическим агентством и компанией «Ростелеком». На сегодняшний день мониторинг энергоэффективности охватывает лишь бюджетные организации и область жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), но список компонентов системы постоянно возрастает.
Мониторинг энергоэффективности базируется на следующих начальных данных:
- Общая информация по зданиям и сооружениям, которые попадают в зону учета (объемы помещений, отапливаемая и общая площади, число сотрудников и клиентов, число рабочих дней).
- Уровень оснащенности зданий устройствами учета.
- Физические параметры источников теплоснабжения и тепловых сетей, которые находятся на балансе организаций.
- Реальные годовые и месячные объемы использования топливно-энергетических и водных ресурсов до и после внедрения мероприятий.
- Финансовые вложения, связанные с внедрением энергосберегающих мероприятий.
Главными проблемами, которые возникают при мониторинге энергоэффективности, являются недостаточная информационная составляющая и отрицательное воздействие человеческого фактора (невнимательное заполнение опросных листов, несоблюдение других предписанных правил). Чтобы разрешить указанные проблемы, следует осуществить ряд действий, связанных с активизацией деятельности в сфере реализации программных мероприятий.
Результаты такого мониторинга энергоэффективности могут показать, какой из регионов является лидером на текущий момент в сфере энергоэффективности. Причём необходимо отметить, что мониторинг энергоэффективности предназначен для исполнения не только экономических, но и политических задач, поскольку результаты мониторинга способны показать эффективность работы региональных органов власти в осуществлении программ энергосбережения.
Федеральный закон служит для регулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью Федерального закона считается создание правовых, экономических и организационных норм по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
ГИС для мониторинга энергоэффективности базируются на следующих основных понятиях:
- Энергетическим ресурсом является носитель энергии, энергия которого применяется или может быть применена при реализации хозяйственной и иной деятельности, а также тип энергии, такой как, атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или иные типы энергии.
- Вторичным энергетическим ресурсом является энергетический ресурс, который получен как отходы производства и потребления или побочные продукты в результате осуществления технологических процессов или использования оборудования, функциональное предназначение которого не сопряжено с производством соответствующего типа энергетического ресурса.
- Энергосбережением является осуществление организационных, правовых, технических, технологических, экономических и других мер, которые направлены на сокращение объема применяемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их применения, включая объемы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.