Электронная информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность средств вычислительной техники, информационно-образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, а также организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в услугах образовательного характера.
Введение
Актуальные проблемы, которые стоят перед современным высшим образованием, предполагают его дальнейшую информатизацию для того, чтобы обеспечить единое пространство, направленное на многоуровневое и непрерывное образование при помощи использования электронных и сетевых форм обучения. Использование компьютерных технологий в образовательных процессах является актуальным как раз с позиций повышения его эффективности и качества.
В соответствии с современными исследованиями, в среднем в час на каждого студента группы при стандартной форме обучения приходится примерно 0,1 вопроса. При электронной форме обучения ученик способен спросить или ответить на сто двадцать вопросов в час, а для 98 % студентов эффективность индивидуальной работы при электронном обучении может повыситься на 50 %. Такие данные еще раз подтверждают важность процесса информатизации высшего образования, развития и внедрения электронной информационно-образовательной среды вуза.
Естественно, для полноформатного функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, набор информационных технологий, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, необходимо создать соответствующие условия.
Одной из главных задач Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» является задача формирования открытой информационно-образовательной среды, которая должна быть создана для удовлетворения образовательных нужд и реализации индивидуальных возможностей каждого ученика. Отдельное внимание должно уделяться внедрению онлайн-образования, которое характерно применением новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, а также электронных образовательных ресурсов последних поколений.
Функциональный анализ электронных информационно-образовательных сред
Вышеперечисленные положения были развиты в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, где одним из главных требований к условиям реализации базовых образовательных программ выступало наличие электронной информационно-образовательной среды учреждения, которая призвана обеспечить:
- Организацию доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, а также к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, которые указаны в рабочих программах.
- Фиксацию осуществления образовательного процесса, итогов промежуточных аттестаций и результатов усвоения программы бакалавриата.
- Осуществление всех типов занятий, процедур оценки итогов обучения, реализация которых предусматривается с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Создание электронного портфолио ученика, включая сохранение его работ, рецензий и оценок этих работ со стороны любых участников образовательных процессов.
- Организацию взаимодействия среди участников образовательного процесса, в том числе синхронное и(или) асинхронное взаимодействие при помощи сети Интернет.
Достижение необходимых результатов напрямую связано с переходом к реализации процессов обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды, которая определяется использованием инновационных образовательных технологий, способов, форм и средств обучения, её дидактических возможностей.
Анализ содержания приведенных выше нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что требования государственных органов к информатизации образовательных процессов, в том числе и в высшей школе, являются достаточно серьезными. При этом имеющаяся типовая образовательная система с фрагментарным и несистематизированным использованием средств информационно-образовательных сред не может обеспечить современные требования, предъявляемые к ней. А при этом конкурентоспособность современных выпускников ВУЗов во многом определяется условиями новой информационно-образовательной среды, поэтому ей должно уделяться особое внимание.
Опираясь на изложенное выше, следует заметить, что на текущий момент единый подход к пониманию и определению понятия «информационно-образовательная среда» пока не сформирован. Разноплановая интерпретация подтверждает необходимость дальнейшего изучения данного понятия в плане уточнения основного содержания. Но в общем необходимо отметить, что, по своему содержательному наполнению, это понятие может считаться очень объемным, что предоставляет возможность выделения следующих главных функциональных направления применения информационно-образовательной среды:
- Психолого-педагогическое направление, которое призвано создать условия, позволяющие перейти на новый уровень образования, обеспечить достижение новых образовательных результатов, имеет ориентацию на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, а также должно способствовать профессиональному и личностному росту и саморазвитию учеников.
- Программно-техническое направление, которое призвано обеспечить создание и дальнейшее развитие информационной и технологической инфраструктуры образовательной системы, должно предоставлять инновационные средства программно-технического и технологического типа, предназначенные для усовершенствования процесса обучения, коммуникации и взаимодействия, а также характеризуется аппаратным, программным и информационным обеспечением. То есть обеспечивает доступ к материальным информационным носителям.