Зарубежный опыт подготовки государственных служащих – это особенности профессиональной подготовки государственных служащих, характерные для развитых стран, добившихся успеха в организации системы государственного управления и обеспечении ее эффективности.
Причины изучения зарубежного опыта подготовки государственных служащих
Российская Федерация в последние годы осуществляет активное формирование профессиональной категории государственных служащих. Советский период государственного управления отрицал необходимость подготовки квалифицированных кадров для осуществления управления государством. Это отрицательно сказалось на современном опыте формирования категории государственных служащих, что поставило российское государство перед необходимостью исследования зарубежного опыта подготовки государственных служащих с целью его адаптации для применения в российских условиях.
Разные страны применяют различные модели и системы подготовки государственных служащих. Попытки перенесения зарубежного опыта подготовки государственных служащих в российскую действительность должны сопровождаться проведением аналитической работы, направленной на оценку пригодности этого опыта с учетом российских особенностей государственного управления.
Анализ опыта подготовки государственных служащих в США
Для американской системы подготовки и переподготовки государственных служащих характерна ее четкая ориентированность на запросы рынка. Изменения в отношении требований к государственным служащим, уровню их квалификации максимально быстро воспринимается системой профессионального обучения государственных служащих, предусматривающей непрерывное приспособление профессиональной подготовки к таким изменениям.
Государственная власть США осуществляет контроль образовательных учреждений, но это не лишает их саморегуляции в сфере профессионального обучения.
В основе подготовки и переподготовки государственных служащих США находится самостоятельная работа, которая ориентирована на индивидуальный темп обучения, способности к освоению изучаемого материала, совершенствование профессиональных и личностных качеств, например, дисциплинированности, коммуникабельности, стремления к самообразованию и профессиональному и личностному саморазвитию, развитию значимых способностей государственного служащего и так далее.
США ведут активную работу по развитию дополнительного образования, рассматривая его в качестве приоритетной задачи реформы образовательной системы. Причиной этого изначально стал высокий уровень безработицы, а также необходимость обеспечения уверенности в сохранении рабочего места за счет включения в свой самоотчет информации о непрерывном обучении. В качестве показателя непрерывного обучения в США выступает профессиональное развитие. Стимулирование к такому профессиональному развитию обеспечивает система постоянной аттестации работников.
Основу подготовки высших управленческих кадров в системе государственной власти формирует компетентная модель, обеспечивающая решение не только профессиональных задач, но и оценку личных профессиональных качеств государственного служащего.
Анализ опыта подготовки государственных служащих в Великобритании
В основе подготовки государственных служащих в Великобритании находится традиционный подход. Великобритания сформировала систему непрерывного профессионального образования для государственных служащих, основанную на их профессиональном саморазвитии за счет повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Учебные планы, предусматривающие дополнительную профессиональную подготовку, включают в себя ориентацию на применение индивидуальных особенностей государственных служащих, формирование для них индивидуального образовательного плана, повышение базовых профессиональных компетенций, развитие способности к определению и реализации профессионального самоограничения в поступках и словах, рациональное использование времени, управление своими ресурсами, фиксацию собственных неудач и достижений, определение приоритетов профессиональной деятельности, командную работу.
Каждая категория государственных служащих Великобритании в 2003 году получила перечень компетенций, определяющих требования к различным должностям государственной службы.
Особое внимание уделялось информационной компетентности, выражающейся в способности работать информационными данными, осуществлять эффективные коммуникации и обеспечивать информационную безопасность.
Основные ценности государственных служащих в 2006 году были закреплены Кодексом гражданской службы Великобритании, включившим в состав этих ценностей такие категории как честность, целостность, беспристрастность, объективность.
В Великобритании нет единой системы подготовки к государственных служащих, в противовес ей существуют разнообразные программы, курсы, семинары, формирующие индивидуальный подход к избранию образовательной программы.
Анализ опыта подготовки государственных служащих во Франции
Подготовка государственных служащих во Франции осуществляется в соответствии с показателями общенационального прогноза потребности в квалифицированных кадрах за счет соответствующих министерств. Министерство согласует свою работу в этом направлении с Комитетом планирования. Подготовка государственных служащих осуществляется государственными учебными заведениями, которые располагают специальными выездными центрами.
Подготовка государственных служащих во Франции осуществляется в разрезе двух направлений:
- во-первых, политического;
- во-вторых, административного.
Повышение квалификации и переподготовки государственных служащих может осуществляться в ходе корпоративного обучения или посредством предоставления индивидуального оплачиваемого учебного отпуска. Система непрерывного образования предусматривает прохождение государственными служащими краткосрочного обучения, по результатам которого выдается документ, подтверждающий их квалификацию.