Значение законов для государственного управления
В основе государственного управления находятся определенные законы, которые выступают выражением реальных общественных отношений.
Государство как объект управления характеризуется высоким уровнем многообразия. Как следствие, законы государственного управления характеризуются также высоким уровнем разнообразия.
Система законов государственного управления включает следующие законы:
- во-первых, гармонизации интересов управляющего и управляемого субъектов, для отражения их объективной взаимозависимости, требующей их эффективного взаимодействия для достижения установленных целей. Отказ от данного закона в государственном управлении ведет к его разобщенности с организационной и социально-психологической точек зрения;
- во-вторых, соответствия, требующий адекватного выбора средств и методов управленческого воздействия государства на общественные отношения в зависимости от их особенностей и иных характеристик. Отказ от использования данного закона обеспечивает низкий уровень профессионализма и в крайних случаях полное несоответствие статуса государственного служащего;
- в-третьих, возвышения целей и потребностей, обязывающих руководство любого уровня учитывать естественное стремление населения к улучшению условий жизнедеятельности и уровня благосостояния. Отказ от данного закона ведет к снижению личностной мотивации, падению благосостояния, социальному расслоению общества;
- в-четвертых, слабого звена, направленный на выявление пробелов в государственном управлении и своевременную их ликвидацию. Отказ от данного закона ведет к ослаблению государственной власти и падению эффективности государственного управления;
- в-пятых, выживания, обеспечивающего внешнюю адаптацию и внутреннюю интеграцию государства.
Указанные законы имеют объективный характер, выработавшийся в процессе многовекового совершенствования механизма государственного управления.
В основе государственного управления Россией лежит принцип верховенства Конституции и федеральных законов.
Основной закон России
В качестве основного закона, призванного обеспечить гарантии стабильного и планомерного развития государства, выступает Конституция страны, порядок пересмотра которой определен в самом документе. Такой подход к формированию содержания Конституции четко определяет границы законности ее изменения и ограничивает возможность узурпации власти.
Конституцию страны можно охарактеризовать следующим образом:
- она представляет собой закон, учреждающий государство, систему органов государственного управления с указанием порядка из создания, компетенции и характера взаимоотношений с местным уровнем власти;
- она представляет собой закон, обеспечивающий формирование политического единства населения страны. С точки зрения данного нормативного документа населения страны – ее народ – выступает в качестве единой международно-правовой и государственно-правовой личности в политическом смысле. Одновременно с этим Конституцией предусматривается ограничение попыток гипертрофирования этого единства посредством провозглашения принципов многообразия политического и идеологического характера, а также федерализма государственного устройства;
- она закрепляет фундаментальные основы российского государства, формализуя его государственный строй. Конституция России провозглашает перечень основных общественных и государственных ценностей с определением порядка их защиты со стороны государства;
- она устанавливает ограничение государственного управления путем провозглашения прав и свобод человека и установления ответственности за их защиту со стороны государства;
- она закрепляет и выражает высшие правовые нормы, являясь при этом нормой абсолютного характера, превалирующей над всем остальным национальным законодательством, которое не может противоречить ей ни в какой части. Это обеспечивает верховенство конституции в пределах конкретного государства, гарантируя единство страны с политической, экономической и правой точек зрения.
Законодательно закрепленные принципы государственного управления
В основу государственного управления заложен ряд основополагающих принципов, к числу которых относятся:
- во-первых, разделение властей, представляющее собой основополагающий принцип, ставший величайшим достижением мирового развития. Реализация данного принципа призвана обеспечивать надежность, гибкость и динамичность государственного управления в условиях постоянно меняющейся политической ситуации в мире и стране. Залогом реализации данного принципа является система противовесов и сдержек, без применения которой в полной мере содержание принципа не работает. Данный принцип реализуется в практике российского управления, в которой законодательная (представительная) власть сосредоточена в руках парламента, исполнительная – в руках Правительства, а судебная – в руках судебной системы;
- во-вторых, федерализм, проявляющийся в разграничении предметов ведения федерального центра и регионов для обеспечения роста эффективности государственного управления, в том числе на уровне субъектов федерации. Принцип федерализма представляет собой основу конституционного территориального устройства страны;
- в-третьих, демократический централизм, выражающийся в обязательности решений высших органов власти для низших, а также подчиненности иерархии власти;
- в-четвертых, гласность, подразумевающая доступность информации о мерах государственного управления всему населению государства;
- в-пятых, законность, определяющая верховенство законодательства над прочей документацией;
- в-шестых, сочетания единоначалия и коллегиальности;
- в-седьмых, научной обоснованности, подразумевающей осуществление государственного управления с учетом достижений науки управления и так далее.