Законность в системе государственного управления – это основополагающий принцип государственного управления, выражающийся в точном и единообразном понимании и исполнении основного закона страны, законодательных и других нормативных актов органами государственной власти и государственными служащими, а также населением.
Сущность принципа законности в системе государственного управления
Статьей 15 российской Конституции закреплен принцип законности, в соответствии с которым органы государственного управления, органы муниципального управления, должностные лица государственного и муниципального управления, население и гражданские объединения обязаны соблюдать требования Конституции и законодательства.
Для обеспечения законности в системе государственного управления применяют следующие способы:
- во-первых, контроль;
- во-вторых, надзор;
- в-третьих, обжалование решений и действий органов государственного управления и должностных лиц государственного управления.
Контроль как способ обеспечения законности в системе государственного управления
Контроль является одним из основных способов обеспечения реализации принципа законности в системе государственного управления. Сущность контроля заключается в использовании определенных способов и приемов уполномоченными общественными и государственными органами, а также должностными лицами для выяснения наличия в деятельности органов государственной власти и должностных лиц государственного управления фактов нарушения целесообразности и законности. Выявление указанных нарушений ведет к применению контрольными органами мер, направленных на их устранение, восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к ответственности.
Контроль реализации принципа законности в системе государственного управления делится на следующие виды:
- во-первых, общий контроль, охватывающий всю деятельности проверяемых органов государственного управления и должностных лиц государственного управления;
- во-вторых, специальный контроль, подразумевающий проведение проверочных мероприятий в разрезе отдельных направлений или вопросов.
В основе контроля законности государственного управления находятся такие принципы как принцип независимости, принцип экономичности, принцип гласности, принцип объективности, принцип сохранения государственной и другой охраняемой законом тайны, принцип экономичности.
Контроль законности государственного управления является очень сложным и многогранным способом обеспечения законности. Его назначение состоит в проверке соблюдения требований законодательства органами государственной власти и должностными лицами государственного управления.
Выделяют следующие разновидности контроля соблюдения законности государственного управления:
- во-первых, президентский контроль, которое осуществляет глава российского государства. Президентские полномочия в сфере контроля законности государственного управления гарантируются Конституцией и федеральным законодательством. Контрольные полномочия Президента распространяются на процесс формирования российского Правительства, создание федеральных органов государственной власти, органов обеспечения безопасности, президентской администрации, командования Вооруженных сил Российской Федерации;
- во-вторых, контроль, реализуемый органами государственного управления представительного характера. Субъектами данного контроля выступает российский Парламент, в составе Совета Федерации и Государственной Думы. Контрольные полномочия подразумевают решение вопросов относительно доверия правительству, согласования Председателя Правительства, объявления амнистии, обвинения Президента в случае его отрешении от должности, утверждения ряда президентских указов и так далее;
- в-третьих, контроль, реализуемый органами государственного управления исполнительного характера. Субъектами данного вида контроля выступает российское Правительство, федеральные и региональные органы государственного управления исполнительного характера. Эти органы обеспечивают контроль соблюдения требований Конституции и иных нормативно-правовых актов;
- в-четвертых, судебный контроль. Субъектами судебного контроля являются Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;
- в-пятых, общественный контроль. Реализация данного вида контроля осуществляется Общественной палаты Российской Федерации, общественными объединениями граждан.
Надзор как способ обеспечения законности в системе государственного управления
Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления подразумевает осуществление постоянного, систематического наблюдения специализированными органами государственного управления за деятельностью других органов государственной власти, государственных служащих и населения для выявления случаев нарушения законности. Отличие надзора от контроля состоит в отсутствии отношений подчиненности надзорных орденов и поднадзорных объектов. Помимо этого, основное назначение надзорных органов состоит в выявлении случаев нарушения законности, но не целесообразности.
Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления бывает двух видов:
- во-первых, прокурорский надзор;
- во-вторых, административный надзор.
Обжалование действий или решений органов государственной власти как способ обеспечения законности государственного управления
Все граждане России, а также коллективы граждан наделены правом личного, индивидуального и коллективного обращения в органы государственной власти с целью обжалования их решений и действий для обеспечения законности государственного управления.
Так же каждый гражданин имеет право на обращение в суд с жалобой на неправомерность действий и решений органов государственной власти, органов муниципального управления, учреждений, предприятий, объединений, а также должностных лиц и государственных служащих, нарушающих его свободы и права.