Взаимодействие государственных гражданских служащих - это порядок взаимоотношений между государственными гражданскими служащими в процессе выполнения ими обязанностей как внутри органа государственной власти, так и между органами государственного управления.
Необходимость взаимодействия государственных гражданских служащих
Основная задача государственных гражданских служащих состоит в удовлетворении потребностей населения и общества в осуществлении государственного управления и оказании государственных услуг.
Решение этой задачи зачастую требует от государственных гражданских служащих обращения к другим государственным служащим за определенной информацией, для сообщения сведений, для проведения оценки, контроля и иных мероприятий, призванных обеспечить полноту государственного управления и оказания государственных услуг.
В основе взаимодействия государственных гражданских служащих находится сотрудничество и партнерство, которые представляют собой типы конструктивного взаимодействия. Сотрудничество государственных гражданских служащих является сложным типом конструктивного взаимодействия, к которому не всегда готовы как руководители органов государственного управления, так и рядовые государственные служащие. Оно требует эмоционального и духовного единения, достижение которого достаточно сложно. Партнерство представляет собой более перспективную форму взаимодействия государственных служащих, поскольку основано на механизме согласования разных позиций, договоренностях, этических нормах. Партнерство в системе взаимодействия государственных гражданских служащих обладает высокой эффективностью за счет осознания всеми участниками взаимодействия его целей и назначения.
Формы взаимодействия государственных гражданских служащих
Взаимодействие государственных гражданских служащих посредством сотрудничества может осуществляться между двумя и более государственными служащими. Групповая форма сотрудничества предусматривает создание рабочих групп или специальных команд. В основе построения группового сотрудничества государственных служащих находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, отбор членов команды на основе их умений, навыков и возможностей;
- во-вторых, наличие четких правил поведения всех участников команды и установление целей взаимодействия;
- в-третьих, осознание всеми членами команды новых прав;
- в-четвертых, постоянство командного взаимодействия, выделение всеми участниками команды необходимого времени для обмена новой информации;
- в-пятых, обеспечение признания, обратной связи и вознаграждения.
Специалисты отмечают, что взаимодействие государственных гражданских служащих в настоящее время преимущественно осуществляется в форме рабочих групп, деятельность которых направлена на обеспечение обмена информацией и организацию процесса принятия решений. Задача рабочей группы не состоит в повышении эффективности совместного труда.
Наиболее распространенными формами взаимодействия государственных служащих являются:
- во-первых, общение государственных служащих;
- во-вторых, консультации;
- в-третьих, обмен опытом между государственными служащими;
- в-четвертых, деловое совещание;
- в-пятых, дискуссия;
- в-шестых, круглый стол;
- в-седьмых, прием населения и представителей хозяйствующих субъектов;
- в-восьмых, конференция;
- в-девятых, обучение и повышение квалификации;
- в-десятых, письменное взаимодействие.
Взаимодействие государственных служащих может сталкиваться с определенными препятствиями, среди которых можно выделить личностные, организационные и нормативные. Задача государственных служащих при осуществлении взаимодействия состоит в том числе и в снижении барьеров взаимодействия, что требует осуществления целевой деятельности по информированию всех заинтересованных лиц относительно целей взаимодействия и его задач. Эффективность государственного управления во многом определяется эффективностью взаимодействия государственных служащих.
Классификация форм взаимодействия государственных гражданских служащих
Формы взаимодействия государственных гражданских служащих можно классифицировать по ряду признаков:
- В соответствии с уровнем взаимодействия. По этому критерию различают профессиональное, личностное, корпоративное, межорганизационное взаимодействие. Профессиональное взаимодействие государственных служащих связано с официальными, должностными и рабочими вопросами, управленческой необходимостью. Личностное взаимодействие основано на неформальном сотрудничестве между знакомыми государственными служащими. Корпоративное взаимодействие подразумевает взаимодействие государственных служащих одного органа государственного управления. Межорганизационное взаимодействие предполагает взаимодействие государственных служащих разных органов государственной власти;
- В соответствии со степенью официальности. Данный критерий позволяет выделить формальное и неформальное взаимодействие, которое в первом случае обусловлено рабочими моментами, должностной субординацией и официальными встречами, а также иными факторами, в то время как второе основано на приятельских и дружественных отношениях;
- В соответствии с уровнем эффективности и качества взаимодействия. Согласно этому критерию можно выделить эффективное и неэффективное взаимодействие государственных служащих, а также результативное взаимодействие, беседу, обмен новостями и так далее;
- В соответствии с уровнем взаимодействия. Согласно этому критерию взаимодействие государственных служащих бывает горизонтальным и вертикальным. Горизонтальное взаимодействие осуществляют государственные служащие одного уровня иерархии публичной власти. Вертикальное взаимодействие осуществляют государственные служащие разных уровнях иерархии власти.