Понятие высшего органа центрального управления
Высший орган центрального управления – это орган, осуществляющий руководство страной на федеральном уровне.
В системе российского центрального управления невозможно выделить один высший орган центрального управления. Центральное управление организовано в соответствии с принципом разделения властей, в связи с чем каждый вид власти реализуется отдельным независимым органом центрального управления, который можно признать высшим в этом направлении.
Особое место в системе центрального управления занимает должностное лицо, приравненное к органу центрального управления, то есть Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации как один из высших органов центрального управления
Президент России выступает в качестве главы государства, осуществляющего государственную власть на территории страны.
Особый статус Президента определяется тем, что он не включается в состав конкретной ветви власти. Содержание роли Президента России определено в статье 80 Конституции, в соответствии с которой Президент России выступает в качестве:
- во-первых, гаранта российской Конституции;
- во-вторых, гаранта гражданских и человеческих свобод и прав;
- в-третьих, гаранта целостности, суверенитета и независимости российского государства;
- в-четвертых, координатора функционирования органов государственного управления;
- в-пятых, представителя России на территории страны и в системе международного взаимодействия.
В соответствии с требованиями Конституции России Президент страны наделяется широким составом полномочий в системе государственного регулирования и управления. В его функции входит назначение Председателя российского Правительства по согласование с нижней палатой Парламента, назначение и освобождение его заместителей и министров по предложению главы Правительства. Также на Президента возложено принятие решений относительно отставки Правительства, представление в нижней палате Парламента кандидатуры для замещения должности главы Центрального банка России, формирование Совета безопасности России, руководство его деятельностью, формирование администрации Президента и прочее.
За президентом РФ закреплено право председательства на заседаниях российского Правительства, он может принимать решения относительно отставки правительства. Глава страны обеспечивает формирование внешней и внутренней политики, оказывает влияние на функционирование правительства и всех органов государственного управления. Нормативные акты, издаваемые Президентом России, имеют обязательный к исполнению статус на всей территории страны.
Также российский Президент наделен правом формирования органа государственного управления исполнительного характера.
На государственном уровне исполнительная власть в Российской Федерации включает в себя такие органы как Правительство, министерства, федеральные органы исполнительной власти и службы, агентства, управление делами российского Президента.
За Президентом России закреплено право отмены постановлений и распоряжений российского Правительства, а также право приостановления действия нормативных актов, принимаемых исполнительными органами власти регионального уровня.
Правительство как один из высших органов центрального управления
Высшим органом центрального управления исполнительного характера выступает российское Правительство. По сути, именно Правительство признается высшим органом государственной власти в России. Требования по формированию Правительства, составу и его компетенции, специфике деятельности определены российской Конституцией и федеральными законами конституционного уровня.
Российское правительство выступает в качестве коллегиального органа, находящегося во главе единой системы исполнительной власти в стране. В состав Правительства включают:
- во-первых, его председателя;
- во-вторых, заместителей председателя;
- в-третьих, министров федерального уровня, назначаемых российским Президентом;
- в-четвертых, руководителя правительственного аппарата, включаемого в состав правительства либо в качестве федерального министра, либо в качестве заместителя главы Правительства.
В отношении кандидатуры на должность Председателя правительства необходимо согласование со стороны нижней палаты Парламента, в отношении заместителя председателя министров – представление главы Правительства. Состав полномочий правительства РФ определяется Конституцией России, федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами.
К числу полномочий Правительства относятся:
- управление собственностью Российской Федерации;
- формирование бюджета России, обеспечение его исполнения и составление отчетности по результатам этого исполнения;
- обеспечение безопасности государства, обороны;
- защита гражданских прав и свобод;
- реализация единой государственной политики в различных сферах и так далее.
Высший законодательный орган центрального управления
Законодательная ветвь власти в системе центрального управления представлена российским Парламентом, в состав которого включены две палаты – верхняя и нижняя.
Задача данного органа состоит в формировании правовых основ функционирования и существования российского общества. Также на российский Парламент возлагаются функции контроля за деятельностью исполнительной власти в части соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий.
Нижняя палата Парламента включает в свой состав 450 депутатов, верхняя – по два представителя от каждого региона страны. Один человек не может выступать одновременно в качестве членов двух палат парламента.
Палаты парламента в основном осуществляют свою деятельность раздельно, но могут проводить совместные заседания в определенных случаях, к примеру, при заслушивании посланий Президента, руководителей других государств, Конституционного суда России.