Высшее должностное лицо субъекта РФ – это выборная должность, компетенцию которой составляет руководство исполнительной властью на региональной территории и определение структуры региональных исполнительных органов.
Общая характеристика высшего должностного лица субъекта РФ
Правовое регулирование вопросов организации системы публичного управления на региональных территориях осуществляется специальным федеральным законодательством. Высшее должностное лицо субъекта РФ реализует в соответствии с таким специальным законодательством следующие базовые полномочия:
- руководит исполнительной властью на региональной территории;
- определяет структуру региональных исполнительных органов.
Правом избирать высшее должностное лицо субъекта РФ наделяются российские граждане или депутаты регионального парламента. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ 5 лет.
Специальным федеральным законодательством в качестве требований к кандидату на должность губернатора, главы субъекта РФ предусматриваются:
- российское гражданство;
- постоянное проживание на территории России;
- отсутствие гражданства, подданства зарубежного государства или отсутствие вида на жительство, другого документа, который подтверждает право постоянно проживать на территории зарубежного государства;
- наличие в соответствии с положениями Конституции РФ, специального федерального законодательства пассивного избирательного права;
- достижение возраста 30 лет.
Основные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ
В качестве базовых полномочий высшего должностного лица субъекта РФ специальным федеральным законодательством предусматриваются следующие полномочия:
- представление региональной территории во взаимоотношениях с главой государства, федеральным парламентом, федеральным правительством, государственным советом страны, с другими органами, организациями, должностными лицами, а также при реализации внешнеэкономических контактов в рамках компетенции региональной территории;
- подписание договоров и соглашений от имени региональной территории;
- подписание и обнародование законов субъекта РФ, отклонение законов, которые приняты региональным парламентом;
- обеспечение координации функционирования региональных исполнительных органов с иными государственными органами региональной территории в соответствии с законодательством, организация взаимодействия региональных исполнительных органов с федеральными исполнительными органами, их территориальными подразделениями, а также муниципальными органами, иными органами, которые входят в единую систему публичного управления страной;
- установление системы и структуры региональных исполнительных органов в соответствии с региональной Конституцией или уставом;
- формирование высшего исполнительного органа региональной территории и принятие решения об отставке такого органа;
- руководство высшим исполнительным органом субъекта РФ, назначение и освобождение от должности председателя такого органа;
- определение основных направлений функционирования высшего регионального исполнительного органа;
- представление в региональном парламенте ежегодных отчетов об итогах функционирования высшего исполнительного регионального органа, в том числе по вопросам, которые поставлены парламентом региона;
- требование созыва внеочередного заседания регионального парламента, а также созыва вновь избранного регионального парламента на первое заседание раньше предусмотренного региональной Конституцией или уставом срока;
- участие в работе регионального парламента с правом совещательного голоса;
- принятие решения относительно досрочного прекращения полномочий регионального парламента по основаниям и в соответствии с процедурой, предусмотренной специальным федеральным законодательством;
- вынесение предупреждения, объявления выговора главе муниципалитета, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению реализации муниципальными органами переданных государственных полномочий;
- отрешение от должности главы муниципалитета, главы местной администрации, когда в течение месяца со дня вынесения указанным лицам предупреждения или объявления выговора, указанные лица не приняли в рамках своей компетенции мер по устранению причин, послуживших основанием для предупреждения или выговора;
- обращение в региональный парламент с инициативой об отправлении главы муниципалитета в отставку, в частности в случае систематического не достижения требуемых параметров эффективности функционирования системы местного самоуправления.
Ответственность высшего должностного лица субъекта РФ
Глава государства наделен полномочиями по вынесению предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ в следующих случаях:
- в случае издания главой региональной территории нормативного правового акта, который противоречит положениям конституционного или федерального законодательства, если такие противоречия установлены вступившим в законную силу решением суда, а глава региона в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в силу либо иного срока, предусмотренного судебным решением, не принял в рамках своей компетенции мер по исполнению судебного решения;
- в случае уклонения высшего должностного лица субъекта РФ в течение двух месяцев со дня, когда был издан указ главой государства о приостановлении действия нормативного правового акта такого лица или регионального исполнительного органа, от издания нормативного правового акта об отмене приостановленного акта или внесения изменений в такой акт при условии, что высшее должностное лицо субъекта РФ не инициировало судебное разрешение спора.
Если по истечении месяца с момента, когда главой государства было вынесено предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ, такое лицо не предприняло в рамках собственной компетенции мер для устранения причин, выступивших основанием для вынесения предупреждения, глава государства отрешает такое лицо от должности.