Влияние высшего образования на доходы работника – это наличие взаимосвязи между объемом имеющихся у работника знаний, навыков и умений и величиной его заработной платы, а также ее динамикой.
Взаимосвязь уровня образования и дохода работника
Развитие экономики в инновационном направлении формирует жесткие требования к квалификации и образованию персонала. Специалисты отмечают рост спроса на высшее образование в Российской Федерации. Однако выпускники высших учебных заведений не испытывают удовлетворения от полученного образования, зачастую работают не по своей специальности или испытывают трудности с поисками работы. Улюдей существует такое мнение, что российская экономика не ценит образование и не обеспечивает влияния его уровня на заработную плату.
Теория человеческого капитала устанавливает взаимосвязь между уровнем образования и доходом работника. Так, повышение уровня образования обеспечивает работнику получение дополнительного дохода. Развитие умений, знаний и навыков, приобретаемых в процессе обучения. обеспечивают рост производительности труда, повышают ценность работника для работодателя и отражаются на росте заработной платы. Наличие такой взаимосвязи получает подтверждение в многочисленных исследованиях, которые проводились с середины XX века.
Изначально под человеческим капиталом понимался набор приобретаемых навыков, знаний, а также энергии и мотивации, которыми наделены люди, и которые можно использовать в течение определенного количества времени с целью производства услуг и товаров. Человеческий капитал рассматривался в форме капитала за счет его возможности обеспечивать будущий заработок и будущее удовлетворение потребностей.
В современной интерпретации человеческий капитал имеет более широкую трактовку: это совокупность знаний, навыков, компетенций и свойств индивида, способствующих формированию социального, личного и экономического благосостояния. Человеческий капитал в этой трактовке подразумевает включение в себя любых свойств индивидов, к примеру, природного уровня способностей.
Международные обследования грамотности взрослых показывают, что влияние таких составляющих человеческого капитала как возраст, пол, грамотность, образование, опыт, знание языка страны проживания, образование родителей, обеспечивает от 20 до 50 % разницы в заработке.
Наравне с другими видами капитала человеческий капитал подвержен росту в ходе своего использования за счет накопления навыков, опыта, сноровки, обучения и приобретения новых умений и знаний. Однако человеческий капитал обладает и свойством обесценивания или амортизации вследствие устаревания знаний, утраты навыков в связи с развитием технологий и техники, их не востребованности. Кроме того, возраст отрицательно влияет на способность человека к обучению, что также приводит к утрате навыков.
Соотношение затрат на образование и уровня дохода
Издержки человека по получению образования можно разделить на два вида:
- во-первых, прямые издержки, которые включают в себя оплату образовательных услуг, затраты на покупку учебников и так далее;
- во-вторых, альтернативные издержки, которые представляют собой заработок, не полученный человеком из-за затрат времени вместо работы на учебу.
Помимо этого, человек несет моральные издержки, связанные с обучением, из-за психологических и нервных нагрузок во время получения образования.
Вложение средств в получение образования обеспечивает получение дополнительных заработков и неденежных преимуществ, выражающихся в повышении качества трудовой жизни.
Оценка отдачи от вложения средств в получении образования возможна путем сравнения пожизненный заработков людей, имеющих разный уровень образования. Такой подход свидетельствует о наличии существенной разницы между заработной платой людей, имеющих образование, и заработной платой людей, не имеющих образования. К примеру, в Соединенных Штатах Америки при наличии высшего образования человек в девяностых годах XX века мог рассчитывать на заработок в течение трудовой жизни, превышающий 1,7 млн долларов, в то время как его затраты на обучение составляли около 100 тысяч долларов. В то же время жители США, получившие только начальное образование, стоимость которого не превышала 30 тысяч долларов, могли обеспечить себе заработок в размере максимум 750 тысяч долларов за всю трудовую жтзнь.
Сопоставление этих показателей позволяет делать вывод, что затраты на получение высшего образования обеспечивают двукратное увеличение пожизненного заработка.
Другие исследования показывают, что каждый дополнительный год обучения способен в среднем увеличить заработок на 5-15% в зависимости от государства проживания.
Очевидным фактом является получение большего дохода работникам, имеющим более высокий уровень образования. Однако нельзя не признать того факта, что образование является не единственной детерминантой заработка. На уровне заработка сказывается влияние таких факторов как воспитание, наличие природных способностей, опыта работы, мотивация, состояние здоровья.
Изначально считалось, что влияние образования на уровень заработка составляет до 70 %. Однако с течением времени исследователи признали, что качество и уровень образования нельзя признать независимым процессом, он определяется выбором, зависящим от системы ценностей в семье, материального благополучия, образования родителей, региона, степени развитости образовательных услуг, рынка труда и так далее.
В настоящее время для оценки влияния образования на уровень заработка применяются различные экономические модели, способные отделить отдачу от способностей от отдачи от образования. Однако необходимо отметить, что исследователи сталкиваются с определенными трудностями в изучении взаимосвязи этих двух показателей.
В России наличие образования влияет на уровень заработной платы, однако в последнее время наблюдается такой перекос: требование о наличии высшего образования стало сопровождать даже те вакансии, где фактически это образование и не требуется.