Муниципальное образование – это целостная система, включающая в себя определенную территорию, в рамках которой реализуется муниципальное управление, население, выборные органы, которым население делегирует свое право на осуществление муниципального управления в рамках определенной территории, а также муниципальное имущество, которое формирует основу финансовой самостоятельности муниципалитета.
Характеристика разновидностей муниципальных образований
В настоящее время российское законодательство достаточно четко регламентирует систему муниципалитетов и муниципального управления. В Федеральном законе «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено три основных вида муниципальных образований:
- во-первых, городские округа;
- во-вторых, муниципальные районы;
- в-третьих, городские и сельские поселения.
Городские округа представляют собой вид муниципальных образований, не включаемых в состав муниципальных районов городских поселений, но наделенных органами муниципального управления, имеющими право решения вопросов местного значения, а также вопросов местного значения уровня муниципального района. Органы муниципального управления городского округа также имеют право на наделение государственными полномочиями, которые передаются им в соответствии с федеральным законодательством.
В рамках внутригородских районов существует еще одна разновидность муниципальных образований, именуемая внутригородскими районами. Внутригородские районы – это вид муниципальных образований, расположенных на территории городского округа, имеющего внутригородское деление. В рамках внутригородских районов осуществляется муниципальное управление, реализуемое непосредственно населением или через систему выборных и других органов муниципального управления. Городские округа делятся на внутригородские районы в соответствии с законодательством регионального уровня и уставами городских округов, имеющих внутригородское деление.
Муниципальные районы представляет собой вид муниципальных образований, включающий в свой состав несколько поселений, находящихся на общей территории, в рамках которой осуществляется муниципальное управление для решения вопросов, имеющих значимость для местного населения. Такие вопросы, как правило, носят межпоселенческий характер.
Муниципальные районы могут включать в свой состав городские и сельские поселения, межпоселенческие территории, то есть те территории, которые находятся вне границ городских и сельских поселений. Также в состав муниципальных районов могут включаться населенные пункты, численность населения которых составляет менее 100 человек, за счет чего эти населенные пункты не получает статус поселения.
Городские поселения – это вид муниципальных образований, включающих в состав своей территории город или поселок городского типа, а также прилегающие территории.
Сельские поселения – это вид муниципальных образований, включающий в состав своей территории одно или несколько имеющих общую территорию сельских поселений, к числу которых относятся села, деревни, кишлаки, хутора, станицы, аулы, иные населенные пункты.
Порядок создания, реорганизации и упразднения муниципальных образований
Создание муниципального образования – это процесс, состоящий в формировании нового населенного пункта на межселенной территории. Инициатором создания муниципальных образований выступает либо местного населения, либо органы муниципального управления, либо региональные органы государственного управления, либо федеральные органы государственного управления.
Создание муниципального образования устанавливается законом регионального уровня. На создание нового муниципального образования необходимо согласие населения муниципального района, которое выражает от лица населения представительный орган муниципального управления этого района. Законодательство ограничивает возможность формирования муниципальных образований в период избирательных кампаний местных органов власти, а также проведения местного референдума.
Реорганизация муниципальных образований представляет собой процесс объединения или разделения, а также изменения статуса муниципальных образований. Реорганизация предполагает выделение новых муниципальных образований из состава других муниципальных образований, включение ранее существующих муниципальных образований в состав других муниципальных образований. Муниципальные образования могут объединятся и разделяться.
Инициатором реорганизации муниципальных образований выступает либо населения, либо органы государственного и муниципального управления. Реорганизация муниципального образования по инициативе населения предполагает проведение местного референдума. В том случае, если инициатором выступают органы местного или государственного управления, оформляется соответствующее решение этих органов.
Упразднение муниципальных образований представляет собой процесс прекращения их существования. Основанием для упразднения муниципального образования могут выступать:
- утрата муниципальным образованием населенности. Это основание выражается в том, что территории, имеющие низкую плотность населения, сталкиваются с проблемой оттока населения и их численность снижается менее чем до 100 человек. Такое решение принимается сходом граждан;
- замена муниципального управления местным государственным управлением. Для такого упразднения требуется согласие населения. В качестве примера можно привести упразднение внутригородских муниципальных образований города Санкт-Петербурга и Москвы.
Упразднение муниципальных образований осуществляется с учетом мнения граждан муниципального района, которое выражается от их имени представительным органом муниципального управления. Инициатором упразднения могут выступать как органы государственного и муниципального управления, так и население муниципального образования.