Система государственной службы – это социальный институт, обслуживающий публичное управление в целях наиболее полного обеспечения прав личности и социально-экономического развития общества, включающий в себя в качестве необходимых элементов различные направления профессиональной служебной деятельности российских граждан по обеспечению осуществления полномочий публичного управления на уровне Федерации и регионов, в том числе гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы и иных видов государственной службы.
Система государственной службы и ее виды
Государственная служба в стране представляет собой один из важнейших социально-правовых институтов, которые обеспечивают систему публичного управления, а значит, решение государственных задач для целей наиболее полного обеспечения прав и свобод конкретной личности и благосостояния общества в целом.
При этом необходимо отметить, что в период современной России государственная служба претерпела немало преобразований.
Специальным федеральным законодательством, регламентирующим вопросы государственной службы, используется категория системы государственной службы, которая раскрывается через перечисление основных направлений государственной службы. Так, к государственной службе отнесены гражданская и военная службы, а также иные виды службы.
При этом до внесения изменений в 2015 г. в специальные федеральные законы, регламентирующие, как общие вопросы государственной службы в стране, так и вопросы отдельных направлений государственной службы, система государственной службы трактовалась как система военной, правоохранительной и гражданской служб.
Новое федеральное специальное законодательство предусматривает определения гражданской и военной служб, при этом категорию иные виды государственной службы не раскрывает. Фактически специальный закон лишь содержит отсылку к другим федеральным законам, которыми устанавливаются иные виды государственной деятельности.
Таким образом, для отнесения соответствующей профессиональной деятельности в сфере публичного управления к видам государственной службы в отношении такой деятельности должен быть принят специальный закон, который раскрывает содержание соответствующего вида государственной службы, ее специфику, включая вопросы отбора кандидатов для замещения должностей службы, вопросы прохождения и прекращения службы, а также правового положения лиц, замещающих должности службы.
На сегодняшний момент система федерального законодательства содержит два специальных закона о конкретных видах государственной службы:
- федеральный закон, посвященный вопросам военной службы;
- федеральный закон, посвященный вопросам государственной гражданской службы.
В иных федеральных законах, регулирующих вопросы федеральной государственной службы в отдельных органах публичного управления, кроме специального федерального закона о таможенной службе, не указывается об отнесении соответствующего вида государственной службы к иным видам такой службы.
Очевидно, что здесь имеет место юридическая неточность, поскольку фактически к государственной службе следует относить профессиональную службу, которая реализуется в государственных органах.
Отсюда их числу иных видов государственной службы можно отнести:
- государственную службу, реализуемую работниками Следственного комитета РФ, за исключением сотрудников, которые реализуют в комитете гражданскую и военную службу;
- государственную службу, реализуемую в органах внутренних дел;
- государственную службу, осуществляемую в таможенных органах;
- государственную службу, реализуемую в системе исполнения уголовных наказаний;
- государственную службу, реализуемую прокурорскими работниками в органах прокуратуры;
- государственную службу, реализуемую в войсках национальной гвардии;
- государственную службу, реализуемую в противопожарных органах и пр.
Приведенный перечень иных видов государственной службы позволяют сделать следующие выводы:
- система государственной службы включает в себя виды государственной службы, которые направлены на обеспечение задач государственного управления;
- государственные служащие, реализующие государственную службу иных видов наряду с гражданскими служащими или с военнослужащими являются федеральными служащими, осуществляющими свою деятельность по контракту, им также присваиваются специальные звания и чины, на них в полном объеме распространяются те ограничительные требования, которые предусмотрены специальным законодательством, направленным на борьбу с коррупцией и пр.
Взаимодействие видов государственной службы
Вопросы взаимосвязи видов государственной службы получили регламентацию в специальном законодательстве.
В соответствии с указанными законодательными положениями взаимодействия всех видов государственной службы обусловлено системностью рассматриваемого социально-правового института.
Все виды государственной службы в стране учреждаются и функционируют на основе единых принципов, тем самым формируя единую систему государственной службы. К числу принципов, позволяющих объединить отдельные виды государственной службы в единую стройную систему относятся:
- соотносимость трудовых условий и размеров заработной платы, а также объема социальных гарантий для всех государственных служащих;
- регламентация единых требований и ограничений правового статуса лиц, замещающих должности государственной службы, в связи с высоким значением государственной службы для решения поставленной задачи;
- учет общего стажа при прохождении службы различных видов;
- соотносимость условий пенсионного обеспечения государственных служащих различных видов государственной службы.
Кроме того, взаимодействие основных видов государственной службы определяется целью такой профессиональной служебной деятельности: государственная служба направлена на решение задач публичного управления для обеспечения прав личности и благосостояния общества.