Общие виды государственного управления
Стоит заметить, что само понятие «вид» является достаточно сложным с точки зрения теории науки. Прежде всего, данный термин может иметь множество значений и относиться к различным сферам жизни общества. Сложившегося понятия относительно данного элемента на сегодняшний день не предусмотрено. Существуют лишь косвенные предпосылки, указывающие на то, что собой представляет «вид» чего-либо.
Виды государственного управления – это образовавшиеся в результате деления государственного управления, в зависимости от определенных оснований, категории, обладающие общими чертами, позволяющими объединять их в одну группу.
Опираясь на правовую управленческую доктрину, предлагается рассмотреть классификацию видов государственного управления, являющуюся наиболее распространенной в теории и практике:
- внутреннее государственное управление;
- внешнее государственное управление;
- внутриорганизационное государственное управление.
- Внутреннее государственное управление. Данный вид управления осуществляется органами исполнительной власти для того, чтобы организовать систему самих указанных органов и обеспечить правовые режимы их деятельности. Этот вид по управлению государством направлении на то, чтобы проводить позитивную управленческую деятельность, решать государственные задачи и исполнять нормативные правовые акты (организация работы органов власти по исполнению действующего законодательства, совершенствованию и повышению эффективности государственной службы, разработке и принятию новых нормативно-правовых актов и др.).
- Внешнее государственное управление. Этот вид управления реализуется также исполнительными органами с целью реализовать «внешние» полномочия, т.е. те, которые адресованы субъектам правоотношений, не входящим в систему государственного управления, например, работа органов власти, связанная с регистрацией и лицензированием.
- Внутриорганизационное государственное управление.Осуществление указанного вида управления заключается в исполнительных и распорядительных функциях органов представительной власти, судов, прокуратур и других государственных органов, которые не относятся к исполнительной власти.
Дополнительные виды государственного управления
Государственное управление подлежит регулированию со стороны административного права, при этом некоторые вопросы, связанные с государственным управлением, регламентируются гражданским правом. В этой связи стоит выделить дополнительные виды государственного управления, характеризующиеся наличием разных правовых форм:
- суверенное государственное управление;
- общее государственное управление;
- особенное государственное управление.
- Суверенное государственное управление. Данный вид управления характеризуется в качестве «принуждающего» (правоохранительного, ограничивающего права, атакующего, жестокого, «нападающего»), т.е. применяющего меры принуждения. Органы управления в данном случае наделяются правом применять обеспечительные, пресекательные, предупредительные, наказывающие и восстановительные меры.
- Общее управление. Этот вид государственного управления предназначен для осуществления любого вида деятельности по управлению и может быть реализован с использованием одинаковых форм, механизмов, методов, в не зависимости от той или иной отрасли, а также сферы деятельности по управлению.
- Особенное управление. Данный вид управления государством имеет силу лишь в конкретных сферах и областях (финансовой, сфере строительства, сельском хозяйстве, горном деле, иностранных и внутренних делах и пр.).