Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов – это деятельность, направленная на выявление в нормативно-правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и разработку рекомендаций по устранению этих факторов.
Сущность и назначение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов
Проблемы коррупции представляют собой одну из серьезных угроз современному российскому обществу и государству. Российское законодательство осуществляет борьбу с коррупционными явлениями с 2000-х годов, на текущий момент в России действует разработанная нормативно-правовая база, направленная на противодействие коррупции.
Правовую основу формирования национальной базы нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, формируют международно-правовые акты, к числу которых можно отнести Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию ООН против коррупции. В системе российского законодательства по борьбе с коррупцией ключевым нормативно-правовым актом является Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Все перечисленные нормативно-правовые акты оперируют термином «антикоррупционная экспертиза». В соответствии с российским Федеральным Законом «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза признается мерой профилактики коррупции.
Антикоррупционная экспертиза представляет собой деятельность уполномоченных и компетентных юридических и физических лиц, имеющих статус экспертов, по проведению изучения нормативно-правовых актов и их проектов с целью выявления в них наличия коррупциогенных факторов и представления заключения по вопросом противодействия коррупции и реализации антикоррупционного законодательства.
Также антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов можно рассматривать в качестве профессионального анализа и оценки нормативно-правовых актов, их проектов, официальных заключений и отзывов на проекты с точки зрения наличия в них инструментов правового регулирования, способствующих коррупционным действиям или решениям субъектов правоприменения. Задача антикоррупционной экспертизы состоит в формулировке рекомендаций, направленных на устранение коррупционных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах.
Низкий уровень качества российского законодательства в случае наличия в нем коррупциогенных факторов выступает в качестве одной из наиболее значимых причин высокого уровня коррупции в стране. Работа по выявлению коррупциогенных факторов является важнейшей составляющей деятельности органов государственной и муниципальной власти, которые должны способствовать проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
Классификация видов антикоррупционной экспертизы
Антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов можно классифицировать по ряду признаков.
К числу таких признаков относятся:
Объект антикоррупционной экспертизы. В соответствии с этим критерием выделяют следующие виды экспертизы:
- антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов;
- антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов.
Вид проектов нормативно-правовых актов, по отношению к которым осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы. В соответствии с этим критерием антикоррупционная экспертиза может проводиться в отношении:
- законопроектов;
- проектов подзаконных актов.
Последовательность проведения антикоррупционной экспертизы. В соответствии с этим критерием выделяют предварительную антикоррупционную экспертизу и последующую антикоррупционную экспертизу, которая в свою очередь может быть повторной или дополнительной.
Субъектный состав. В соответствии с этим критерием выделяют:
- антикоррупционную экспертизу, осуществляемую органами государственного и муниципального управления, а также организациями;
- антикоррупционную экспертизу, осуществляемую независимыми экспертами.
Степень возможного воздействия на лиц, ответственных за разработку проектов нормативно-правовых актов. В соответствии с этим критерием выделяют независимую антикоррупционную экспертизу и ведомственную антикоррупционную экспертизу.
Организация проведения антикоррупционной экспертизы. В соответствии с этим критерием выделяют:
- антикоррупционную экспертизу, выступающую в качестве стадии правовой экспертизы,
- антикоррупционную экспертизу, выступающую в качестве самостоятельного действия;
Объект регулируемых актами отношений. В соответствии с этим критериям выделяют:
- общую антикоррупционную экспертизу;
- специальную антикоррупционную экспертизу;
Привлечение специалистов из иных областей и знаний. В соответствии с этим критерием выделяет комплексную антикоррупционную экспертизу и обычную антикоррупционную экспертизу.
Объем проводимого экспертного исследования. В соответствии с этим критерием выделяют:
- полную антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов;
- частичную антикоррупционную экспертизу;
- неполную антикоррупционную экспертизу;
Юридическая сила. В соответствии с этим критерием различают официальную антикоррупционную экспертизу и неофициальную антикоррупционную экспертизу.
- Степень обязательности. В соответствии с этим критерием различают обязательную антикоррупционную экспертизу и инициативную антикоррупционную экспертизу.
Проведение обязательной антикоррупционной экспертизы возлагается на субъектов, наделенных соответствующими полномочиями по разработке проектов нормативно-правовых актов и организации их принятия. Проведение инициативной антикоррупционной экспертизы осуществляется общественными организациями, экспертами, населением, не наделенными статусом независимых экспертов.