Вертикаль и горизонталь государственной власти – это один из основополагающих принципов государственного управления, характеризующий уровни власти, порядок их взаимодействия, в том числе в пределах отдельного уровня.
Принципиальные основы существования современного государства
В основе государственного управления находится ряд принципов, сформированный на основе исторического опыта. К числу важнейших принципов относится принцип соотношения централизации и децентрализации. Такое соотношение может характеризоваться стабильностью и устойчивостью или быть подвижным.
Государство является универсальной политико-управленческой системой, осуществляющей в соответствии с «мандатом» общества регулирование и управление публичными делами. В основе построения и действий государства находятся такие факторы как границы и размеры территории, расселение населения, размещение производства, экономических и социальных объектов, а также иные факторы.
Государства предполагает построение административного и политического управления в виде определенной системы, имеющей несколько уровней. В соответствии с федеральным законодательством, включая Основной закон, различаются компетенции Президента, законодательных, исполнительных, судебных и иных органов в соответствии с определенными организационно-функциональными отношениями. Такое деление предусмотрено, как на федеральном, так и на региональном уровне. Помимо этого, существует муниципальный уровень публичной власти, также формирующий определенные уровни управления. В современном российском государстве формируются территориальные государственные связи, обусловленные существованием различных структур специального назначения, например, федеральных округов, функциональных округов и так далее. За счет этой сложности построения системы публичный власти создается разновидность вертикальных и горизонтальных воздействий.
Задача эффективного государственного управления включает в себя формирование такой государственной структуры, которая способна учитывать факторы существования и развития государства, к примеру, экономические, политические, юридические, социальные, а также влиять на деятельность и структуру различных социально-экономических и гражданских институтов, организаций и учреждений.
Вертикаль государственной власти
Российское государство ориентировано на сохранение целостности и неделимости, преодоление федеральный раздробленности, наместничества на низших уровнях власти. На эту цель работает реформа структуры и формы регионального подчинения. Эта реформа обеспечила замену выборов губернаторов на порядок их назначения главным лицом государства совместно с представительным органом региона.
Реформирование было проведено в отношении верхней палаты Парламента, теперь в ее заседаниях участвовали представители каждого региона, а не губернаторы. Это отрицательно повлияло на значимость Совета Федерации и губернаторов, однако за счет введения федеральных округов обеспечило усиление президентского контроля на региональном уровне. Федеральные округа возглавили уполномоченные представители российского Президента, пользующиеся его доверием.
Все проведенные реформы обеспечили выстраивания жесткой вертикали власти исполнительного характера, подвластной личному контролю Президента, способного осуществлять все значимые перемены в государстве. Это способствовало существенному усилению роли Президента в системе государственной власти.
Назначение губернаторов в свое время способствовало укреплению связи между центральной властью и ее региональным компонентом. Кроме того, усиление централизации способствовало промежуточное звено в виде полномочных представителей Президента по федеральным округам.
Формирование жесткой вертикали власти призвано обеспечить реализацию действий и мер, направленных на максимальное повышение подотчетности и зависимости органов государственного и муниципального управления от руководящего центра в лице российского Президента, представляющего собой центральную фигуру власти.
Вертикальное разделение властей подразумевает разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственного управления федерального и регионального уровня. Аналогичный принцип вертикали власти не распространяется на разделение властей по уровню в рамках регионов Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственного управления федерального и регионального уровня регламентируется российской Конституцией, федеральным законодательством.
Региональный уровень государственной власти обеспечен свободой в формировании собственных органов государственного управления. Аналогичными правами обладает муниципальное образование, представляющее собой нижний уровень публичной власти.
Горизонталь государственной власти
Горизонталь государственной власти включает в себя ветви власти, выделяемые в соответствии с принципом разделения властей:
- во-первых, исполнительную власть, которая носит правоприменительный характер, обеспечивает реализацию функций исполнения принятых законодательной властью решений в виде законов;
- во-вторых, законодательную власть в лице Федерального Собрания, являющегося российским Парламентом и включающим в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную Думу. Данный орган имеет представительный характер и осуществляет законотворческую деятельность;
- в-третьих, судебную власть, реализующуюся посредством судопроизводства конституционного, административного, гражданского и уголовного характера. Данная власть обеспечивает реализацию правосудия на территории Российской Федерации. Ее статус устанавливается российской Конституцией и федеральным законодательством.
Принцип горизонтального разделения власти реализуется на всех ее уровнях, включая муниципальный. Это основополагающий принцип построения публичной власти в Российской Федерации.