Сущность реформы органов центрального управления
Реформа органов центрального управления – это трансформация системы управления русским государством в период правления Петра I.
Реформа органов центрального управления относится к концу XVII – началу ХVIII века, то есть к периоду царствования Петра I – Великого русского государя и первого Всероссийского Императора.
Период правления Петра I характеризуется реформированием системы государственной и общественной жизни, в рамках которой можно выделить два основных этапа:
- с 1696 по 1715 годы;
- с 1715 по 1725 годы.
Первый этап реформирования характеризовался спешкой, отсутствием продуманности, обусловленной участием России в Северной войне. Основная цель реформирования этого периода состояла в обеспечении армии необходимыми для осуществления военных действий ресурсами. Также для этого периода характерно множество реформ, которые Петр I осуществлял с целью модернизации жизненного уклада.
Второй период реформирования государственного управления характеризуется большей планомерностью.
По мнению ряда историков, реформы, проводимые Петром I, являлись неизбежными изменениями, сложившимися под влиянием того исторического периода. Однако другие историки считают, что основой проводимых реформ стал революционный характер Императора.
На содержание проводимых реформ существенное влияние оказало путешествие Императора на Запад, из которого он попытался извлечь максимальную пользу в различных отраслях управления и жизнедеятельности.
Начало реформы центрального управления в период правления Петра I
Изначально система Боярской думы по решению Петра I была заменена Ближней канцелярией. Некоторое время – до 1704 года – эти органы существовали параллельно. Однако в конечном счете Боярская дума прекратила свое существование. Организованная Петром Ближняя канцелярия выступала в качестве учреждения, которое было призвано осуществлять контроль административно-финансового характера на территории российского государства. К началу XVIII века существенно усилилось значение данного органа государственного управления. Реальная власть в рамках этого органа была сосредоточена в руках Консилии министров, представляющей собой совет глав наиболее важных ведомств, функционировавших при царе. Данная Консилия осуществляла управление канцеляриями и приказами, обеспечивавшими армию необходимыми ресурсами, управлявшими финансовой и строительной деятельностью.
Основное содержание реформ органов центрального управления в период правления Петра I
Созданием Ближней канцелярии Петр I не ограничился. В качестве следующего этапа реформирования центрального управления российским государством можно назвать формирование Сената. Изначально в качестве причины формирования Сената выступил отъезд Императора на территорию осуществления военных действий с Турцией. В 1711 году Петром I был подписан указ о составе Сената, четко оговаривавший цель его функционирование в период отлучек государя. Данная фраза является объектом дискуссии со стороны историков, которые высказывают различные мнения о понимании Петром деятельности Сената с точки зрения постоянства или временности характера этой деятельности. В том же 1711 году Петром было издано несколько указов относительно компетенции Сената, порядка осуществления правосудия, устройства доходов государства, торговли и иных отраслей.
Назначение членов Сената осуществлялось государем. Изначально состав Сената включал 9 человек, деятельность которых подразумевала коллективное принятие решений. Петр I отошел от принципа знатности при формировании Сената, осуществляя выбор сенаторов по принципу компетентности, близости к государю и выслуги.
В 1718-1722 году Сенат выступал в качестве собрания президентов коллегий. Зачем он был подвергнут реформированию на основании трех указов Императора, изменивших его состав посредством включения в него наряду с президентами коллегий сенаторов, не относящихся к коллегиям. В этот же период Сенат был наделен правом издания собственных указав. Был существенно расширен перечень вопросов, которые стали входить в компетенцию Сената. К таким вопросам относилось правосудие, государственные расходы, налогообложение, торговля, осуществление административного контроля. При Сенате была создана Канцелярия, включающая в себя множество отделов, именуемых «столами». В результате реформы 1722 года Сенат трансформировался в высший орган центрального управления, возглавивший весь государственный аппарат.
Реформы Петра I обеспечили усиление централизации органов государственного управления и соответствующие средства контроля. Для осуществления надзорной деятельности при Сенате учредили должность обер-фискала, в подчинении которого находились провинциал-фискалы.
В дальнейшем при Сенате была введена должность генерального ревизора, который должен был контролировать исполнение принятых решений. Однако это не решило стоящих перед государством проблем в результате чего обязанности обер-секретаря и генерального прокурора были возложены на представителей армии, которые помесячно осуществляли дежурство в Сенате.
В 1722 году контрольные функции были возложены на генерал-прокурора.
Император, осуществляющий кардинальные реформы централизованной системы управления, был поставлен перед необходимостью постоянного расширения созданной системы контроля и доносительства из-за недоверия к существовавшим органам управления.
Подводя итоги реформирования сената как центрального органа власти, можно отметить неэффективность этой реформы, обусловленную отсутствием промежуточного звена между губерниями, в рамках которых продолжали действовать приказы, и Сенатом. Коллегиальная система, введенная в период правления Петра I на смену приказной системе, основывалась на систематическом разделении администрации на ряд ведомств, обеспечивающих повышение уровня централизации власти.