Управление внешнеэкономическим сотрудничеством регионов Дальнего Востока и КНР – это специальное направление внешнеэкономической политики России и соответствующая система принципов, методов, инструментов и мероприятий по организации и реализации экономического взаимодействия России и КНР для обеспечения эффективного социально-экономического развития страны.
Характеристика программы внешнеэкономического сотрудничества регионов Дальнего Востока и КНР
С 2009 по 2018 год действовала программа по взаимодействию между российскими регионами – Дальним Востоком, Восточной Сибирью и Северо-Востоком КНР. Это программный документ, который предполагал межрегиональное взаимодействие для взаимовыгодного экономического развития. Однако названный документ подвергся широкой критике ввиду наличия большого количества противоречивых положений.
Основные проблемы были связаны с тем, что со стороны России проекты, предусматриваемые в рамках программы сотрудничества с КНР, предполагали большей частью освоение российских природных ресурсов и в меньшей степени регламентировали проекты обрабатывающей промышленности. Кроме того, программы мероприятий предусматривали строительство и обновление объектов пограничной инфраструктуры для обслуживания растущего объема вывоза сырья с российской территории и ввоза китайского продукта.
Программа также предусматривала отдельные мероприятия по реализации сельскохозяйственной деятельности на российской территории с привлечением китайского населения.
В свою очередь, на китайской территории программа сотрудничества предполагала формирование значительного количества организаций обрабатывающей промышленности, в том числе с реализацией инновационных решений.
Поэтому программа сотрудничества с Китаем была оценена в российской научной среде как недостаточно выгодная для российской стороны. Программный документ практически фиксировал преимущества китайской стороны, позволяя китайским организациям использовать российское сырье в обрабатывающей промышленности Китая.
Здесь необходимо отметить, что особенной критике программу подверглась потому, что перед отечественной экономикой в последние десятилетия стоят задачи разработки собственных инновационных решений для модернизации экономики и отказа от экспортно-сырьевой модели функционирования экономики. При этом формирование инновационной сферы может обеспечиваться за счет заимствования на договорных условиях технологий, используемых в более развитых экономических системах, поэтому преимущество при определении направлений сотрудничества с зарубежными партнерами должно отдаваться инновационным проектам, позволяющим развивать обрабатывающую промышленность и внедрять инновационные технологии на российской территории.
В международном пространстве также отмечалось невыгодность соглашения между Россией и Китаем для российской стороны, поскольку Китай постоянно претендовал на понижение цены на сырье. При этом в приграничной территории размещались существенные объемы китайских инвестиций, что могло повлечь утрату влияния на этой территории России.
По результатам реализации программных мероприятий Китаю удалось обеспечить за счет российского сырья, экспортируемого на крайне выгодных для Китая условиях, существенного развития северо-восточных регионов и формирование высокоэффективных промышленных кластеров на территории таких регионов.
Кроме того, Китай получил удобный рынок сбыта для продуктов машиностроительной промышленности, народного потребления. Увеличились миграционные потоки рабочей силы из Китая. Названные мероприятия были характерными шагами КНР по расширению собственного экономического влияния, поскольку КНР обычно связывает инвестиции в зарубежные государства с размещением там китайского оборудования и направления китайской рабочей силы.
Перспективы внешнеэкономического сотрудничества регионов Дальнего Востока и КНР
Масштабная критика заключенного между Россией и Китаем соглашения по сотрудничеству в экономической сфере привела к корректировке соглашения, в том числе к исключению из программных мероприятий инвестиционных проектов в отношении ряда месторождений, а также в отношении проектов, касающихся переработки древесины, производства строительных материалов и сборки электрических бытовых приборов.
Кроме того, российская сторона указала на необходимость:
- перенаправления инвестиций в объекты, которые имеют российских собственников;
- отказа в каких-либо привилегированных условиях для миграции китайской рабочей силы на территорию России.
Министерством регионального развития были разработаны иные корректировки соглашения для устранения дисбаланса интересов сторон. В частности, ряд проектов, которые на старте программы были актуальны, стали экономически неэффективным из-за изменения конъюнктуры рынка (это касалось угольной, цементной промышленности); такие проекты были исключены из программы.
Минрегионразвития была отмечена необходимость выработки алгоритмов по размещению китайских инвестиций на российской территории в рамках долгосрочного сотрудничества. При этом обновленный перечень мероприятий по-прежнему сохранил значительное количество проектов в отношении обустройство и обновления пограничных пунктов для пропуска китайского продукта и рабочей силы.
Кроме того, программа по-прежнему предусматривала привлечение китайской рабочей силы для реализации проектов в сфере строительства и сельского хозяйства.
Гуманитарное сотрудничество в рамках программы также подвергалось критике. При этом очевидны плюсы сотрудничества в сфере медицины, экологии, однако принуждение значительного числа российских организаций к безальтернативному выбору партнера для развития из числа китайских организаций оценивалось неоднозначно.
Дальнейшее совершенствование программы сотрудничества осуществлялось посредством исключения отдельных проектов, а также посредством попытки утверждение единой программы оценки эффективности и обоснованности предлагаемых проектов.